3 сентября на российские экраны выйдет фильм одного из самых популярных режиссеров современности. «Тенет» ждали буквально все, и его уже заранее окрестили спасителем киноиндустрии: зрители обязательно пойдут в открывшиеся кинотеатры на блокбастер Нолана.

И в этом плане прогнозы точны на сто процентов — более грандиозное зрелище на больших экранах вряд ли кто-то устроит в ближайшее время. Как всегда, режиссер сочетает замысловатую идею, восходящую ко временам «Начала», с массовыми взрывами, погонями и перестрелками, снятыми с минимумом компьютерной графики. Картину стоит посмотреть в кинотеатре, а еще лучше в IMAX.

Вот только те, кто критиковал предыдущие работы Нолана за псевдоинтеллектуализм, а особенно за слишком формальное отношение к персонажам и диалогам, убедятся в их правоте. Режиссеру важнее идея и съемка, а не раскрытие характеров.

Головоломка или диаграмма

Главный герой, которого играет Джон Дэвид Вашингтон, работает на спецслужбы. Он получает весьма необычное задание — остановить российского олигарха Андрея Сатора (Кеннет Брана), завладевшего революционной технологией, способной уничтожить весь мир. Герою помогает другой агент — Нил (Роберт Паттинсон), который странным образом оказывается в курсе всех дел.

Пожалуй, на этом стоит остановиться на описании сюжета, так как любая деталь может оказаться спойлером. Ведь «Тенет» — очередной строительный фильм от Нолана. В этом его главное преимущество и в этом его главный недостаток.

Как и в "Начало", режиссер предлагает глобальную и очень необычную концепцию. Где-то после середины картинки хочу набросать в виде схемы, чтобы не запутаться в поворотах. И эта составляющая делает сюжет невероятно захватывающим. Нолан придумал не очередную историю о перемещении в прошлое или будущее (после сложного «Детонатора» и подробной «Тьмы» в этом жанре вряд ли найдется что-то более впечатляющее ), но применена инверсия - обратное течение времени.

Палиндром в названии картинки не случаен — в этот раз отлично сработали русские локализаторы. Сюжет фильма отчасти построен на этом приеме. Не понятно? Так и должно быть. Ведь главная цель «Аргумента» — запутать зрителя.

А чтобы легче было погрузиться в атмосферу происходящего, Нолан заставляет главного героя испытывать точно такую же растерянность.

В самом начале картины второстепенная героиня говорит Главному герою: «Не пытайся это понять», — на самом деле, вероятно, обращаясь к зрителю.

Недаром во время промо-кампании о самом сюжете говорили крайне сдержанно. Даже все трейлеры, кроме финального (его лучше не смотреть перед походом в кинотеатр), состоят из первой половины картины - самой простой части. Пытаться понять, что же будет дальше и как устроен мир «Тенета», так же интересно, как и наблюдать за великим действом.

Но любовь режиссера к сложным сюжетам убивает практически всю эмоциональную составляющую картины. В «Споре» Кристофер Нолан выступает своеобразным гроссмейстером, которому важно правильно расставить шахматы на доске и заставить противника следовать своей стратегии (в роли противника, разумеется, зрителя). Он очень мало заботится о цифрах.

Режиссер не пытается это скрывать. У главного героя даже нет имени, его просто называют Протагонистом, он максимально безличен и стандартен. О прошлом Нила ничего не сказано: он харизматичен, крут и умен одновременно. Таких людей в реальной жизни не бывает. Ну, пусть так, но для сюжета персонаж подходит идеально.

Даже диалоги в картинке абсолютно функциональны. Видимо, Нолан понимал, что уместить все объяснения даже в два с половиной часа очень сложно. Поэтому каждый разговор центральных персонажей информативен. Поэтому слушать нужно так же внимательно, как и смотреть. Даже пара пропущенных фраз может сильно повлиять на восприятие.

Похоже, все эмоции решили оставить в строке, посвященной токсичным отношениям Сатора и его жены Кэт (Элизабет Дебики). Эта часть действительно кажется более живой, чем весь остальной сюжет, да и актеры очень яркие. Но, если подумать, они точно такие же функции, как и все остальные. А ребенок, из-за которого возникает масса проблем, мелькнет в кадре всего пару раз.

Но в случае с «Доводом» холодность режиссера к своим героям не является недостатком. Просто для Нолана идея всегда была важнее персонажей. Даже «Интерстеллар» притворялся эмоциональным фильмом, а не им являлся. Пожалуй, только в «Дюнкерке» господствовало человечество, а не война.

И даже хорошо, что автор перестал притворяться. Он снимает фильмы для любителей головоломок и зрелищ. Зачем отвлекаться на что-то другое?

Блокбастер или гигантомания

От других режиссеров, любящих запутанные сюжеты, Кристофера Нолана всегда отличал невероятный размах. И сейчас он достиг того уровня, когда может позволить себе буквально все.

Тем более, что сюжет «Довода» позволяет автору дать максимум впечатляющих сцен. Значительная часть картины больше похожа на очередную серию фильмов о Бонде, чем на научно-фантастический фильм. Зрители вместе с героями оказываются то в Мумбаи, то в Лондоне, то во Вьетнаме. Поездка на трамвае в Таллинне сменяется парусными гонками в открытом море. Каждый раз съемки поражают своим масштабом.

И важно не забывать, что Нолан — один из тех авторов, которые работают с минимумом компьютерных эффектов. Все, что действительно можно сделать на съемочной площадке, создается, а затем ломается. Директор с восторгом большого ребенка, получившего доступ к дорогому магазину игрушек, хватает все большое и яркое. В процессе создания Аргумента был разбит настоящий самолет. Боевые сцены снимались дважды: в прямом и обратном порядке, чтобы потом развить тему инверсии.

При просмотре в определенные моменты невольно думаешь: а что еще сделал Нолан, чтобы повеселиться и произвести впечатление на зрителя?

В таком подходе иногда проступает некоторое нарочитое хвастовство. Похоже, режиссер слишком торопится продемонстрировать дороговизну своего фильма. А в действии просто нет места простым локациям, простой одежде и простым разговорам. Все должно быть на высшем уровне.

Хотя о пафосности герои будут шутить в самом начале. Значит, автор прекрасно это понимает и просто позволяет зрителю насладиться небывалым размахом и качеством.

Даже музыка Людвига Йоранссона здесь слишком тяжелая, громкая и вычурная. В любом другом фильме она затмила бы действие. И только столь же массовый «Тенет» умудряется оставить саундтрек фоном для сюжета.

Но надо отдать должное: с таким хронометражем и замысловатым замыслом картина вышла невероятно динамичной. Первая половина — отличный пример того, как нужно снимать шпионские боевики. Экшн-сцены в ярких локациях сменяют одна другую, прерываясь лишь необходимыми пояснениями, и скучать здесь просто негде. А во второй части начинается настоящая головоломка, и здесь уже невозможно оторваться, ведь нужно понимать, что происходит. И в итоге даже не верится, что прошло больше двух часов. Может быть, режиссеру действительно удалось отмотать время назад?

Сложность или простота

Скептики всегда ругали картины Нолана за то, что их хитросплетения слишком очевидны и даже где-то фальшивы. В «Помни» для развертывания сюжета понадобилось две линии времени, а вот в «Начале» четыре уровня сна уже казались идеей ради идеи.

Ровно то же самое будет сказано и о «Аргументе». Тема инверсии и идея фильма-палиндрома кажутся такими же нарочитыми, как и дорогие костюмы и яхты героев.

Но есть в таких придирках какой-то обман. Нолан не позиционирует свои фильмы как революционные и запутанные. Он просто снимает крутые, энергичные блокбастеры, добавляя в них причудливые повороты. «Тенет» — явное продолжение громких шпионских боевиков, которые должны просто развлекать зрителя.

Поэтому лента только на первый взгляд покажется сложной. Герои расскажут о предопределенности судьбы и свободе воли. Конечно, вспомнят «дедушкин парадокс» и даже задумаются о параллельных мирах.

Но зритель вместе с Главным героем должен к концу понять абсолютно все, если достаточно внимательно посмотрел. «Аргумент» не вызовет споров в трактовке сюжета или философского подтекста.

Это не «Твин Пикс», это «Миссия невыполнима», над которой нужно подумать.

И если бы все масштабные блокбастеры про погони и взрывы были проработаны так детально, массовое кино выглядело бы иначе.

«Тенет» — самый яркий образец стиля Кристофера Нолана со времен «Начала». В новом фильме так же преобладает идея над развитием персонажей, а замысловатый сюжет служит лишь дополнением к безостановочному и гротескному действию.

Режиссер еще раз доказывает, что никто другой не умеет снимать так, как он. Его любимый оператор, Хойт Ван Хойтема, несомненно, станет одним из главных номинантов на следующий «Оскар», поскольку сделать такие тяжелые кадры без особых усилий без лишнего мерцания — это что-то на грани волшебства.

Сама идея «Тенета» напоминает нам о том, что кино – это прежде всего изобразительное искусство. Инверсия, действие, яркие персонажи - все это нужно видеть, а не слышать, читать или пересказывать. Такие истории живут только на большом экране. Но они там прекрасно смотрятся.