Еще в середине 2018 года на американском кабельном канале Lifetime был показан первый сезон сериала «Ты», снятого по одноименному роману Кэролайн Кепнес. Он выходил в традиционном формате с одной серией в неделю.

Публика приняла новинку сдержанно, общая аудитория едва превысила 500 тысяч зрителей. Затем Lifetime продала сериал стриминговому сервису Netflix.

Платформа выпустила «You» на рождественские праздники, и вдруг она стала настоящим хитом. Его посмотрели около 8 миллионов человек.

Сейчас бессмысленно разбираться, почему «Ты» провалилась в эфире канала, а стала такой популярной, когда вышла в онлайн. Важно только то, что это действительно стоит увидеть.

О чем сериал "Ты"

Скромный, но обаятельный Джо Голдберг работает продавцом в книжном магазине. Однажды среди посетителей он замечает милую девушку — начинающую писательницу Гвиневру Бек. Герои знакомятся, девушка небрежно называет свое имя и фамилию, и Джо решает, что они созданы друг для друга.

Их следующая встреча происходит при драматических обстоятельствах. Джо спасает девушку из-под колес поезда. И с этого момента между героями вспыхивает страсть, которой не могут помешать никакие преграды.

Но за тонкой оболочкой романтики скрывается совсем другая история. На самом деле Джо — одержимый маньяк. С первой же встречи он начинает выслеживать Бек, используя для этого ее геометки в соцсетях и другие открытые данные.

А после «спасения» девушки крадет ее телефон и отслеживает всю переписку. Дальше – больше: Джо начинает считать, что все окружение Бека недостойно ее. И в попытке сделать жизнь возлюбленной идеальной он не остановится даже перед жестокими преступлениями.

При этом Джо не спрашивает мнения самой девушки.

История любви и история маньяка

Обаятельные маньяки популярны на маленьком экране еще со времен Декстера, где главный герой убивал только еще более несносных злодеев. Но в «Ты» авторы предлагают совсем другую историю: тему сталкинга и токсичных отношений они вписывают в антураж традиционной романтической мелодрамы.

Если убрать все закадровые переживания героя и его наклонности, создается впечатление, что он действительно влюблен в Бек, верит в искренние чувства и хочет ей помочь.

Мало того, даже визуальные эффекты сериала часто больше напоминают романтическую комедию, чем хардкорную драму. Здесь есть сцены поцелуев на фоне фонарей и солнечных бликов, моменты милых будней влюбленных с просмотром телевизора, сексом и завтраками. В общем, все, что нужно для жанра.

Но это только добавляет яркости основной истории: Джо за спиной своей новой подруги начинает «наводить порядок» в ее жизни. Он постоянно выслеживает девушку, пытаясь разлучить ее с друзьями и родственниками. А если не получается, прибегает к незаконным и даже ужасным методам.

При этом все действие сопровождается закадровым текстом от имени главного героя. Так вы сможете узнать, что Джо лишен угрызений совести и всегда может оправдаться. Кроме того, существует огромная разница между тем, что он говорит, и тем, что он думает. Джо привык скрывать свою истинную природу.

Очаровательный злодей и надоедливые жертвы

Чтобы сделать действие еще более неоднозначным и привлекательным, авторы взяли на главную роль харизматичного Пенна Бэджли (он известен по сериалу «Сплетница»). В итоге маньяк, поведение которого должно вызывать отторжение, оказался главным секс-символом сериала.

В какой-то момент даже разразился скандал. Пользователи сети и даже молодые звезды вроде Милли Бобби Браун начали признаваться в любви злодейке. А сам Пенн Бэджли напомнил зрителям о страшных поступках своего персонажа.

Конечно, здесь авторов можно обвинить в романтизации маньяков. Но на самом деле это прекрасно вписывается в идею — показать, что даже приятный на вид человек может оказаться обманщиком и преступником.

С другой стороны, многие второстепенные персонажи и даже сама Бек изображались не такими уж положительными. Они часто раздражают своими действиями. Любимый Джо лжет, изменяет, скрывает факты своей биографии и подставляет на работе. А друзья пользуются мягкостью Бек и пытаются контролировать ее жизнь.

И в какой-то момент может действительно показаться, что Джо права: ее нужно спасать от такого окружения и помогать строить жизнь и карьеру, так как она сама на это не способна.

И опять же, именно в этом задумка создателей «Ты». В такие моменты нужно помнить, что главный герой здесь негодяй и маньяк, и оправдания его действиям быть не может.

Драма и детектив

Но все эти отношения и переживания едва ли могут зацепить зрителя на все десять серий. Поэтому в сюжет быстро добавляется детективная составляющая. В историях Джо и Бека много неизвестного. Есть даже эпизод, где голос за кадром подменяется мыслями героини и оказывается, что она всех обманывает даже в один из самых важных моментов своей жизни.

Кроме того, каждая серия заканчивается клиффхэнгером — неожиданным поворотом. Это иногда раздражает (сериал создавался под телевизионную графику и без него было невозможно обойтись), но заставляет сразу же включить следующую серию.

И по ходу повествования действительно возникает много вопросов. Что случилось с бывшей девушкой Джо, которая упоминается на протяжении всего действия? Когда Бек говорит правду, а когда лжет? Какие улики найдет частный детектив? Как развернется трагическая линия соседей Джо?

На все это сериал даст ответы, но не сразу. Мы можем только догадываться и догадываться. Главное понимать, что в «Ты» нет лишних героев и элементов. Все чеховские ружья стреляют в нужный момент, и каждая мелочь сыграет свою роль.

Чему нас учит сериал «Ты»

Но новый сериал — это не просто хорошая драма и закрученный детектив. Помимо удовольствия от просмотра, он напоминает о некоторых важных жизненных истинах. Одни из них стали актуальны только в последние годы, другие же были важны всегда.

1. Будьте в безопасности в Интернете и на своих устройствах

Джо легко находит новую знакомую в Instagram*, зная только ее имя и фамилию. Фотография с геотегом позволяет отследить, где живет Бек. Список друзей девушки в социальной сети помогает узнать многое о деятельности ее парня. И это не фантастическая история про крутых хакеров, а реальная открытая информация, о которой многие даже не задумываются.

Украв разблокированный телефон, Джо получает доступ к фотографиям Бека, историям чатов и многому другому, что может быть использовано во вред. Далее эта мысль проскальзывает неоднократно.

В реальности подобрать пароль к чужому ноутбуку или смартфону, зная минимальные данные о человеке, часто не составляет труда. А доступ к личной информации может позволить маньяку или даже просто хулигану испортить вам жизнь.

Пароли не должны состоять из имен знакомых, кличек собак или важных дат. В идеале они должны генерироваться случайным образом, что исключает возможность угадывания.

2. Будьте осторожны с эффектом ореола

Простыми словами, людям свойственно наделять приятным внешне положительными качествами. Это называется лукизмом или эффектом ореола (аналогично эффекту оптического свечения). Красивый человек считается умнее, добрее, и кажется, что он не способен на плохие поступки.

На самом деле черты лица или красивое тело не имеют ничего общего с интеллектом или характером. Толпы поклонников обаятельного маньяка Джо в Сети лишь подтверждают, что такой эффект существует и работает.

И если харизматичный герой сериала лишь настраивает на неправильное восприятие сюжета, то в жизни последствия могут быть гораздо хуже. Например, в семидесятых годах в США маньяк Тед Банди, пользуясь своей привлекательной внешностью и умением хорошо общаться, изнасиловал и убил более 30 девушек.

3. Поведение жертв не оправдывает преступника

Все персонажи сериала постоянно делают глупости и нехорошие вещи. Бой Бек относится к ней совершенно потребительски, да и вообще он неприятный тип. Лучшая подруга пытается полностью ее подчинить себе, постоянно изображая жизненные проблемы и даже имитируя попытку самоубийства.

Сама Бек не может начать работу над книгой. И если поначалу на это есть действительно веские причины, то потом кажется, что она просто ленива.

Но ни одно из этих действий не оправдывает преступления Джо. В этом плане сериал даже перекликается с недавней работой Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Там убийца тоже каждый раз заявляет, что об этом просили сами жертвы, и он даже пытался их спасти.

Герои могут надоедать и буквально просить об этом. Но во всех злодеяниях виноват только маньяк. Об этом не следует забывать на самом деле и отвыкать от привычки обвинять жертв изнасилования или грабежа с традиционным «самим виноватым».

4. Даже благие намерения не оправдывают попытки контролировать чужую жизнь

Может показаться, что если бы Бек полностью доверяла Джо и полагалась на его мнение, ей стало бы только лучше. Он действительно разогнал токсичных друзей и помог ей завестись. Но именно это и уничтожает свободу выбора и саму личность. Возможно, он спас ее от какой-то беды, но даже если забыть о преступных методах, он сделал это без согласия самой девушки.

Более того, Джо постоянно следит за любимой, не оставляя ей личного пространства. Он хочет, чтобы девушка полностью соответствовала его представлениям, перестав быть самостоятельной и индивидуальной. Беда в том, что самой Бек, кажется, с Джо стало лучше, поэтому она тянется к маньяку даже после расставания. Но она просто не знает, насколько жестоким он может быть.

«Ваша жизнь была мучением.

Да, но это моя жизнь!

5. Только будь осторожен

Самая простая и, казалось бы, очевидная идея. Джо следует за своей девушкой и ее друзьями, просто прячась за кепкой. Может показаться, что авторы сериала преувеличивают: ведь это делает его слишком незаметным. Но на самом деле слишком многие сейчас погружены в собственные мысли и не замечают ни тех, кто идет следом, ни даже странного поведения кого-то из знакомых.