1. Светобот

  • Рекомендуемый возраст: 4–6 лет
  • Стоимость: бесплатно; от $3 за полную версию.

В игре, доступной на смартфон или планшет, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажигать лампочки в нужных местах. Основная задача — проложить дорогу игрушке с помощью простых команд. Вам нужно написать правильный алгоритм, используя стрелки, лампочку и другие блоки. При этом родитель должен объяснить ребенку, что означают картинки.

Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьезный, чтобы не раздражать взрослых. Игра обучает таким понятиям, как планирование, тестирование, отладка, процедуры и циклы. В бесплатной версии Lightbot Code Hour нужно пройти 20 уровней, а в полной — 50.

Официальный сайт →

Скачать

Цена: Бесплатно

Скачать

Цена: 279,00 руб.

2. ПиктоМир

  • Рекомендуемый возраст: 4–7 лет
  • Стоимость: бесплатно

«ПиктоМир» разработан НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук. В ней робот закрашивает поля, а ребенок учится составлять алгоритмы действий персонажа. Все подсказки сделаны с помощью графики, поэтому приложение можно давать детям, которые даже не умеют читать читать.

Если родители не знают английского языка и сами ничего не понимают в программах, но очень хотят развить логическое мышление ребенка, «ПиктоМир» станет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS и Android, а версии для Windows, macOS и Linux также можно скачать с сайта разработчика.

Официальный сайт →

Скачать

Цена: Бесплатно

Скачать

Цена: Бесплатно

3. Остров Бокс

  • Рекомендуемый возраст: 5–9 лет
  • Стоимость: бесплатно; от 2 долларов США за дополнительные уровни.

Мобильная игра, обучающая основам программирования. Игроки путешествуют по острову Бокс и помогают персонажу собирать звезды, разбросанные по пустыне. В процессе прохождения квеста ребенок изучает основы последовательностей, алгоритмов и циклов. Игра развивает распознавание образов и учит алгоритмическому мышлению. Всего в Box Island 100 уровней.

Официальный сайт →

Скачать

Цена: Бесплатно

4. Тынкер

  • Рекомендуемый возраст: 6–12 лет
  • Стоимость: бесплатно; от 60 долл. США в квартал за Премиум.

Образовательная платформа с забавными игровыми персонажами. Основные принципы программирования представлены в доступной для детей форме. В процессе ребенок учится рисовать, создавать анимацию и разрабатывать собственные игры.

Есть учебники по HTML & CSS, JavaScript, Python и другие языки программирования. Темы постепенно усложняются — от основ программирования ученики переходят к геймдизайну, робототехнике и дополненной реальности. Всего у Tynker около 2000 игр для начинающих и продвинутых разработчиков.

Официальный сайт →

Скачать

Цена: Бесплатно

Скачать

Цена: Бесплатно

5. CodinGame

  • Рекомендуемый возраст: 6–12 лет
  • Стоимость: бесплатно

CodinGame — это онлайн-платформа, подходящая как новичкам для обучения с нуля, так и более опытным разработчикам. Сервис представляет собой серию мини-игр и головоломок, которые нужно решить с помощью кода. Система включает более 25 актуальных языков программирования, включая Java, C#, C++, Python, JavaScript, Rust.

Здесь вы можете соревноваться как с компьютером, так и с другими игроками. Задания постепенно усложняются. Мотивирует соревновательный элемент: участники делятся на группы по уровню достижений, и главная цель — стать лидером в этом списке.

Официальный сайт →

6. CodeMonkey

  • Рекомендуемый возраст: 5–14 лет
  • Стоимость: бесплатно; от 6 долларов США в месяц за Премиум.

Игровая среда, в которой детям предстоит помочь забавной обезьянке добраться до банана. Каждый новый уровень демонстрирует возможности программирования. Знания из предыдущего урока помогут вам выполнить следующее задание.

На прохождение одного уровня уйдет несколько минут, поэтому ребенок не успеет заскучать, если вы не перегрузите его слишком большим количеством заданий. В CodeMonkey команды нужно выбирать с помощью значков, а последовательность действий для обезьяны написана строками кода, в которых можно разобраться в деталях.

Официальный сайт →

7. Лаборатория игр Kodu

  • Рекомендуемый возраст: 9–14 лет
  • Стоимость: бесплатно.

Kodu — это проект Microsoft по визуальному программированию. Ребенок не только научится писать код и работать над дизайном, но и создаст полноценную игру, которую можно запустить на Windows или XBox. Это особенно привлекательный вариант для тех, кто конкретно интересуется разработкой игр.

Официальный сайт →

8. КодБой

  • Рекомендуемый возраст: 8–14 лет
  • Стоимость: бесплатно; от 4 долларов США в месяц за премиум-подписку.

В этой игре вы выбираете язык программирования, на котором будете писать команды для своего персонажа, а затем отправляетесь в путешествие по сбору кристаллов. Поддерживаемые языки включают JavaScript, Python, Java, CoffeeScript, C++ и Lua.

Обучение и подсказки доступны на русском языке, каждый месяц открываются новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игру можно использовать в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

Официальный сайт →

9. Поцарапать

  • Рекомендуемый возраст: 10–15 лет
  • Стоимость: бесплатно

Среда для обучения детей программированию от Массачусетского технологического института. Большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен очень широкой аудитории.

Цель в каждом проекте ребенок должен ставить самостоятельно, поэтому универсальных решений нет, но есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдет тем, кто хочет чего-то посложнее, чем направлять роботов и обезьян по маршрутам.

Официальный сайт →

10. Игровые площадки Swift

  • Рекомендуемый возраст: 13–16 лет.
  • Стоимость: бесплатно.

С приложением Apple teen начнут свой путь в разработке на языке Swift, используемом в приложениях для iOS. Здесь вам нужно перемещать персонажей по виртуальному миру, выполнять задания и решать головоломки. Вы можете не только брать интерактивные уроки, но и создавать настоящие программы для iOS.

В Swift Playgrounds есть встроенные шаблоны, которые помогут детям проявить творческий подход. Подросток научится писать функции, переменные, запускать команды. В процессе вам придется изучать теорию, практиковаться и анализировать принципы работы каждого элемента.

Помимо основных возможностей Swift, пользователям доступны библиотеки и фреймворки: SpriteKit, SwiftUI, Metal. Через код вы сможете использовать элементы своего гаджета. Например, использовать камеру, гироскоп и другие датчики.

Официальный сайт →

Скачать

Цена: Бесплатно

Эта статья была впервые опубликована в апреле 2015 года. В июне 2022 года мы обновили текст.