1. Король Генрих VIII был избит констеблем и заключен в тюрьму за бродяжничество

В 16 веке Англией правил король Генрих VIII. Вполне нормальный монарх: спас королевство от влияния Папы Римского со Святым Престолом, основал англиканскую церковь, инициировал Реформацию в Англии и в целом укрепил положение на мировой арене.

Правда, при этом он наносил значительный ущерб казне, устраивая пиры и скупая кубки и гобелены в количествах, на которые не была рассчитана английская экономика, и организовывал массовые репрессии против политических противников. А он уже был женат шесть раз и успешно казнил некоторых своих жен.

В первые годы правления Генрих характеризовался современниками как «образованный, привлекательный и харизматичный король». А вот в более поздних - как "похотливый, эгоистичный и параноидальный тиран". В общем, все как обычно.

Генрих был разносторонним человеком и в свободное от политики время занимался спортом, играл на лютне, пел, сочинял музыку, писал стихи и прозу, играл в кости и теннис, участвовал в рыцарских турнирах и охотился. Собрал огромную библиотеку и знал как минимум три языка. Но в старости он растолстел и имел много болезней. Также у него появилось новое хобби.

В обширной коллекции оружия Генри нашлось весьма дикое приспособление — гибрид булавы и трехствольного пистолета. Изделие иронично назвали Holy Water Sprinkler («Ороситель святой воды»).

Король облачился в неприметный наряд, вооружился этим приспособлением и отправился самостоятельно патрулировать улицы в поисках бродяг и бездельников. Дело в том, что Его Величество издал закон против тунеядства, по которому трудоспособные люди, трижды замеченные собирающими милостыню, подлежали расстрелу. Когда королю было скучно, он лично способствовал исполнению этого указа.

В общем, Генрих неторопливо прогуливался по ночному Лондону со своей булавой и вдруг наткнулся на стражу. Комиссар попросил у величества документы. Генри попытался ударить стража порядка, но тот голыми руками отобрал у него булаву, надел на него наручники и отправил преступника в тюрьму.

Все по закону: безработным нельзя ходить по улицам, а тем более непонятному типу с незарегистрированным оружием.

Можно только представить ужас стражи, когда наутро при дворе Генриха опознали в нем короля. Констебль уже мысленно прощался с жизнью, но монарх не держал на него зла. Наоборот, он щедро вознаградил охранника за его усердие. Генрих хорошо ладил со своими сокамерниками во время ночного пребывания в темнице, поэтому он также отдал приказ улучшить питание и условия содержания заключенных и приказал увеличить выдаваемые ему запасы хлеба и угля.

Это доказывает, что монархам иногда полезно провести немного времени рядом с простыми смертными.

2. Тамерлан заживо сжигал верблюдов, чтобы отпугнуть вражеских слонов

Однажды знаменитому эмиру Тимуру, он же Тамерлан, стало скучно. Посудите сами: вам уже 60, вы владыка огромной империи, вы победили всех, до кого могли дотянуться, вы захватили все, что нехорошо лежит. И тут вдруг я понял, что тебе просто больше нечем заняться.

Некоторое время Тимур развлекался, обустраивая свою столицу Самарканд, набивая ее дворцами и садами, и играя в шахматы (возможно, это он придумал вариант игры "Тамерлановы шахматы").

Но вскоре ему надоели градостроительные симуляторы, и он забросил шахматы, подозревая, что все соперники поддаются ему, чтобы не расстроить его. Поэтому Тамерлан решил захватить Индию от нечего делать — в Делийском султанате только началась гражданская война.

Официальный повод: «Я, эмир Тимур, и мои подданные — правоверные мусульмане, а вы — идолопоклонники в своей Индии». Тамерлан был благородным оппортунистом и регулярно использовал ислам в своих политических целях.

Войско Тимура, которое, как это принято у кочевников, возглавлял он лично, вторглось в Индию и предприняло традиционные монгольские забавы: грабежи и пленение мирных жителей в рабство. Когда рабов стало слишком много — около 100 000 человек, Тамерлан приказал всех их уничтожить — на всякий случай, чтобы не мешали.

Более или менее значительное сопротивление ожидало его лишь на пути к стенам Дели. Войска султана Дели Насируддина Махмуд-шаха были готовы встретить Тамерлана маршем из 120 боевых слонов. Они были одеты в кольчуги, и, по слухам, их бивни были смазаны ядом.

Это стало серьезной проблемой: конница монголов испугалась слоновьего рева, а сами воины, никогда не видевшие хоботков, пришли в ужас. Войско Тимура начало отступать. Срочно требовалось нестандартное решение, и Тамерлан его нашел.

Эмир приказал нагрузить всех верблюдов своего войска соломой, поджечь их и загнать на слонов.

Обезумевшие верблюды бросились на боевые порядки Махмуда, внося хаос и смятение в стройные ряды индийских воинов. Увидев это неприличие, слоны логично рассуждали: "Если этот психопат так обращается со своими верблюдами, то что он сделает с нами?" - и решил немедленно выйти из боя.

Совершив тактическое отступление, слоны сбросили погонщиков и растоптали значительную часть защитников Дели. Оживившись, монголы окружили поверженных противников и перебили оставшихся воинов, а затем истребили, по разным данным, до 50 000 мирных жителей. Всего во время Индийского похода Тамерлана было уничтожено до 1 000 000 мирных жителей.

Затем Тамерлан собрал беглых слонов, сформировал новый отряд слонов и успешно использовал его в битве при Ангоре против Баязида Молнии, почти полностью уничтожив Османскую империю.

3. Голландцы съели собственного премьера

В 1653 году в Нидерландах богатый юрист, финансист и математик по имени Ян де Витт занял пост Великого пенсионера Соединенных провинций. В Голландии и Зеландии это был один из высших должностных лиц - что-то вроде премьер-министра.

Ян де Витт был очень заметной фигурой. Он отстоял независимость страны во время двух войн с Англией, заключил несколько выгодных мирных договоров, поправил финансовые дела государства — в общем, снова сделал Голландию великой.

И голландцам он так понравился, что они переизбрали его на должность великого пенсионера на 20 лет подряд.

Но однажды все пошло не так.

В 1672 году король Франции Людовик XIV захватил Соединенные провинции и вторгся в них в союзе с Англией. Голландцы успешно противостояли английскому флоту, но на суше преимущество было у французов. Чтобы задержать наступление, голландцам даже пришлось разрушить несколько дамб и затопить пару провинций.

Естественно, в обществе назревали упаднические настроения. 1672 год был назван Годом Катастроф, по-голландски - Rampjaar. Думали ли вы, что 2020 год был самым тяжелым?

Народ, ранее поддерживавший де Витта, теперь стал обвинять его во всех своих бедах. Он был лишен власти, приговорен к ссылке, а полномочия переданы штатгальтеру Вильгельму Оранскому. Брат Яна, Корнелис де Витт, был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам по сфабрикованному обвинению в заговоре. Но этого голландцам было мало.

20 августа Ян де Витт отправился в гаагскую тюрьму, чтобы попрощаться с братом перед изгнанием. Пьяная толпа окружила его, и началось избиение. Корнелиса вытащили из камеры и избили вместе с братом. Оба были просто разорваны на части.

Затем от тел братьев отрезали куски, жарили на костре, который тут же зажигали, и съедали.

Наполовину съеденные тела оставляли висеть вниз головой, пока их не обглодали до птичьих скелетов. Вот любовь народа.

Это зрелище запечатлел на своей картине «Трупы братьев де Витт» их современник, художник Золотого века Ян де Баен. Перед этим, кстати, он написал портреты обоих — еще живых — де Виттов.

4. В Древней Греции и Риме раны перевязывали паутиной

Жизнь среднего римского легионера не была легкой. То стрела в колено прилетит, то копье в глаз бросит какой-нибудь немытый варвар. Поэтому римляне одними из первых в истории организовали в своих легионах медицинские подразделения.

А для перевязки ран часто использовали не простую ткань, а паутину. Почему? Возможно, считалось, что пауки приносят удачу или что-то в этом роде. Греки, кстати, делали то же самое: промывали рану медом и уксусом и накладывали туда еще паутины. Больной готов - приведите следующего.

Пенициллин, антибиотики и нормальные бинты в римские медсанчасти не завозили, так что легионеры делали что могли.

Вообще теоретически перевязка ран паутиной имеет некоторый смысл. Исследования ученых из Университета Вайоминга показывают, что он способствует свертыванию крови, поскольку богат витамином К, помогает поддерживать чистоту поврежденных поверхностей и предотвращает инфекцию. Он не отторгается человеческим организмом и может использоваться для лучшего приживления имплантатов.

Другое дело, что в экспериментах использовалась паутина, выращенная в стерильных ящиках специально обученными пауками. Если обмотать палец материалом, собранным на чердаке, рискуешь заболеть столбняком.

А некоторые пауки даже покрывают свою паутину ядом, чтобы встретить гостей с максимальной теплотой и заботой.

5. В Страсбурге в 16 веке 400 человек вдруг начали танцевать и некоторые затанцевали до смерти

В июле 1518 года женщине по имени Троффея взбрело в голову выйти на улицу и танцевать. Что ею двигало, непонятно, ведь она танцевала, по разным данным, от четырех до шести дней.

Несколько других девушек сначала попытались ее остановить, но потом начали танцевать вместе с ней. После этого к ним присоединились мужчины и количество танцоров увеличилось до 34 человек, а затем и до 400.

Так они танцевали до тех пор, пока не вмешались магистрат Страсбурга и местный епископ и не приказали всех связать и отправить в больницу. Вся эта дискотека длилась не меньше месяца.

Некоторым особо буйным танцорам удалось умереть — скорее всего, от инфарктов, инсультов и физического истощения. По самым смелым подсчетам, за сутки погибало 15 человек.

Однако это число вполне может быть преувеличением более поздних летописцев. В частности, знаменитый алхимик и врач Парацельс, восемь лет спустя исследовавший причины танцующей чумы.

Однако то, что люди ни с того ни с сего впадали в безумие и бросались танцевать, подтверждается вполне достоверно. И это произошло не только в Страсбурге, но и в Эрфурте, Маастрихте и других городах Западной Германии, Нидерландов и Северо-Восточной Франции.

Болезнь называли «пляской святого Вита».

Среди возможных причин случившегося массовая истерия на почве стресса (жизнь в Средневековье от этого избавилась), интоксикация хлебом с спорыньей (отравление им называется эрготизм), который содержит алкалоиды, действующие как ЛСД или просто религиозный экстаз.

6. Сын римского императора Клавдия случайно покончил с собой грушей

Клавдий был хорошим императором: он построил кучу дорог, акведуков и каналов, восстановил римскую экономику после того, как ею злоупотреблял его предшественник Калигула, и начал завоевание Британии. . В общем нормальный правитель, бывало и хуже.

От первой жены, Плавтии Ургуланиллы, у него был сын — Тиберий Клавдий Друз. Император ранее обручил его с дочерью командира своей преторианской гвардии Сеяна. Этот брачный союз должен был навести мосты между Клавдием и преторианцами, но Друз перепутал все карты.

На пиру он подбросил в воздух грушу. Поймал его ртом. Задохнулся и умер. Все.

Об этом писал римский историк Светоний. И мораль здесь такова: не портите себе еду.

7. В средневековой Европе судили животных

С преступниками в средние века особо не церемонились. Пол, возраст, физическое состояние и даже биологический облик Фемиды мало заботили. Если уж на то пошло, не имело особого значения, жив ли вообще ответчик.

Поэтому, если закон нарушал не человек, а зверь, птица или даже насекомое, средневековые европейские суды все равно проводили слушания. Обвиняемым были назначены адвокаты, разрешено вызывать свидетелей, их блеяние или рычание фиксировалось в протоколе — в общем, все было по правилам судебной практики.

Чаще всего подсудимыми были свиньи. Они могли напасть на маленьких детей, оставленных без присмотра, и съесть их. Убийц судили по всей строгости.

Например, в 1386 году во французском городе Фалез свинья прокусила лицо и руку младенца по имени Жан ле Мё, от чего последний, как и предполагалось, не выжил. Адвокат не смог найти смягчающих обстоятельств, и после девятидневного следствия подсудимому отрезали лапу и морду, воспроизведя таким образом телесные повреждения, нанесенные потерпевшему. А потом переодели в человеческую одежду и повесили на виселицу.

При этом палач испачкал свои перчатки и потребовал 10 су за новые у местного виконта, руководившего процессом. Он получил деньги, чем был «очень доволен».

Еще один интересный суд над свиноматкой произошел в 1394 году в Нормандии, в городе Мортен. На этот раз перед тем, как повесить, свинью еще и проволокли по улицам под крики толпы: «Позор! Позор!» Все потому, что имелось отягчающее обстоятельство: обвиняемый не только съел ребенка, но и сделал это в пятницу - а это постный день.

судили не только свиней. Однажды в 1474 году в Швейцарии, в городе Базеле, был приговорен к сожжению петух. Почему? Потому что, по словам хозяйки, он отрекся от Господа, стал колдуном, вступил в связь с сатаной и снес яйцо без желтка. А из таких яиц, как известно, вылупляются василиски — чудовища, превращающие людей в камень своими глазами.

Василиск - это не змея из "Гарри Поттера", а гибрид петуха, дракона, ящерицы и жабы, ядовитый, убивающий взглядом и дыханием, а также изрыгающий сметану. Его можно убить мочой ласки и криком петуха. Да, у суеверных средневековых людей фантазии было больше, чем у Роулинг.

Виновность подсудимого была доказана, его отправили на костер, а яйцо уничтожили до того, как монстр родился.

Пробовали и саранчу за порчу урожая, крыс за поедание зерна в особо крупных размерах, и не только.

Например, в 1451 году в Лозанне состоялся суд над пиявками и была вынесена следующая мера судебной пресечения: кровопийцам было приказано покинуть окраину города. Пиявки не послушались, и местный епископ отлучил их от церкви. Я мог бы для начала наложить епитимию, но решил отрубить плечо. Пиявки должно быть очень расстроились.

8. Они делали краски из мумий. И они их съели

Есть такая краска - мумие коричневая, или египетская коричневая, или caput mortuum ("голова мертвеца"). Имеет насыщенный коричневый оттенок — нечто среднее между жженой и сырой умброй. Ее высоко ценили художники-прерафаэлиты.

В 16-м и 17-м веках его делали из белой смолы, мирры и измельченных останков древнеегипетских мумий, как человека, так и кошки. Для этих же целей использовались мумии гуанчей, коренных жителей Канарских островов.

Проблема в том, что мумий на всех художников не хватило, поэтому продавцам красок пришлось идти на хитрости.

Когда под рукой не было нормальной мумии, ее делали из преступников или рабов. Один продавец в городе Александрии собственноручно сделал целых 40 штук.

В XIX веке, когда художники начали выяснять, чем они на самом деле рисуют, краска стала резко терять популярность. Например, баронет Эдвард Бёрн-Джонс торжественно закопал тюбик с таким пигментом, отдавая честь усопшему. Сейчас подобный оттенок получают из смеси каолина, кварца, гетита и гематита.

Мумие также готовили из мумие, или мумиё, смеси смолы и измельченного мумие, афродизиака, принимаемого внутрь. И леденцы с медом (лекарство от всех болезней, принимаемое внутрь).

А вот слух о том, что паровозы топили мумиями, — это миф, появившийся благодаря творчеству Марка Твена.

Судите сами: как далеко вы на них пойдете? Здесь нам нужна какая-нибудь мумия мамонта. Нет, старый добрый уголь намного лучше.

9. Виновных определяли в суде с помощью процессов и драк

В Средние века были некоторые проблемы с проведением следствия: нельзя было собрать отпечатки пальцев, нельзя было провести анализ ДНК, камеры наблюдения еще не получили широкого распространения.

Поэтому оставалось полагаться только на показания свидетелей. А при отсутствии таковых - на волю Божию. Поскольку найти его напрямую не представлялось возможным, пришлось использовать обходные пути.

Первый метод — это ордалии, то есть испытания огнем или водой. Подсудимому давали раскаленный камень или кусок железа или покрасневшего от жара свинца. Удалось выполнить необходимое количество ступеней - оправдано. Потенциальных ведьм и еретиков следовало топить или облить кипятком, выживших прощали. Считалось, что Бог поможет невинным.

Как вы знаете, он немного помог.

Второй способ — придворный поединок, еще более интересный. Во время боев случались всякие забавные случаи. Например, один такой поединок описал летописец Гальберт из Брюгге в своей хронике «Предательство и убийство Карла Доброго, графа Фландрии». Один рыцарь, Герман Железный, обвинил другого, Гая Стинварда, в пособничестве и подстрекательстве к убийству графа. Затеяли придворную дуэль, и вот что из этого вышло:

Гай сбил своего противника с коня и прижал его копьем... Тогда Герман выпотрошил коня Гая, бросившись на него с мечом. Гай, упав с лошади, с обнаженной шпагой упал на Германа. Это был долгий и ожесточенный бой с лязгом мечей, пока оба не устали и не перешли к бою. <...>

Герман переместил руку к кирасе Гая, где тот не был защищен, схватил его за яички и, собрав все силы, отшвырнул Гая от себя. Этим движением были раздавлены все нижние части тела Гая, и он сдался, крича, что потерпел поражение и умирает.

Герман был объявлен победителем, а раненый Гай вместе с другими заговорщиками, ответственными за убийство графа, был повешен.