В начале марта мне удалили миндалины. Перед операцией я много читала о восстановлении, причем в хороших источниках: работаю медицинским редактором и знаю, чему можно доверять.
Но на деле все оказалось гораздо более болезненным и неприятным, чем описано: неделю я не могла пить воду и спать, почти ничего не ела, а утром стонала от боли. Поэтому, когда мне стало легче, я решила собрать советы для тех, кому предстоит удаление миндалин и кто хочет лучше меня подготовиться к выздоровлению в одном материале.
Важно: я старался брать информацию из проверенных источников о среднем течении процесса и рекомендациях по восстановлению, но добавлял свои мысли. Мой опыт может не совпадать с вашим. Обязательно обсудите ожидания восстановления с врачом.
Что нужно знать перед удалением миндалин
Если вы собираетесь удалять миндалины, вряд ли стоит объяснять, где они находятся: это те самые комочки лимфоидной ткани, которые опухают и болят при простуде. У людей с хроническим тонзиллитом они обычно особенно велики, во время болезни остро воспаляются, покрываются налетом, гноятся.
Если миндалины мешают жить и нормально спать, воспаление не лечится антибиотиками, возникают абсцессы и кровотечения, врач может порекомендовать их удалить.
Дети переносят операцию намного легче, чем взрослые, и быстрее восстанавливаются. Именно поэтому, если вы дожили до 21 года со своими миндалинами, то вам придется за них побороться. Существуют определенные критерии их удаления:
- Не менее 7 эпизодов острого воспаления за предыдущий год.
- Не менее 5 эпизодов в год за последние 2 года.
- Не менее 3 эпизодов в год за последние 3 года.
Если на этом этапе вы понимаете, что, возможно, операция все же не нужна - стенокардия не так часта и состояние не так уж плохо - обратитесь к другому специалисту за вторым мнением. И подумайте еще раз, уверены ли вы, что готовы к удалению. Потому что будет очень больно.
Как работает операция
Поверьте, операция — это самое простое, что вас ждет. Мне удалили миндалины в частной клинике у проверенного врача, потому что я понимала, что должна обеспечить себе хоть какой-то минимальный комфорт. А еще надо было все делать быстро, потому что самочувствие уже стало совсем плохим: после коронавируса миндалины стали такими огромными, что я не могла нормально дышать.
В частных клиниках долго больного не держат: операцию делали в 18:00, а утром в 10 уже отправляли домой, кормили печеной грушей. В государственных больницах больной наблюдается в течение пяти дней. Честно говоря, я не очень понял почему, потому что, по моим ощущениям, вы разряжаетесь в самый разгар ужаса.
Операция проводится под общим наркозом . Было немного больно, когда я проснулась после него, но медсестра ловко влила мне в горло обезболивающее, и мне стало хорошо. Потом мне вкололи какой-то очень сильный и приятный укол, так что через полчаса я уже записывала видео в Telegram о собственном героизме и даже строчила в рабочих чатах. Чувствовала себя очень хорошо: утром спокойно глотала пищу, а сразу после операции пила воду.
Правда, потом врач сказал, что так будет пару дней, пока я не оправлюсь от наркоза и наркотиков. А на третий день начнется основная жесть. Так и случилось.
Что есть, если сильно болит
На третий день после операции я действительно почувствовал нестерпимую боль. Все началось ночью: проснулась от ощущения, что уши горят изнутри, а слюна кислая. В сидячем положении стало легче. Но лечь совсем не получилось.
Через пару дней я купил себе подушку для пациентов с ГЭРБ (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь - когда кислота из желудка устремляется вверх по пищеводу), чтобы лежать под углом. Это также помогло при приступах кислотного прилива в раны во рту, которые спровоцировали обезболивающие таблетки.
Я пил много обезболивающего и с его помощью как-то держался. Кушать можно было только после таблетки. Боль не ушла полностью, но хотя бы пару ложек еды уместилось. К третьему дню все горло покрылось противным белым налетом и распухло так, что было непонятно, как в него пища проталкиваться.
Пришлось искать подходящие продукты. В моем выписном листе было указано, что я не могу есть горячую, острую, кислую и раздражающую пищу в течение двух недель, а алкоголь - в течение трех. Тогда врач предложил мне самостоятельно искать то, что мне придет. Он не рекомендовал детям фруктовые пюре, потому что они содержат лимонный сок, и предложил сначала попробовать съесть мороженое.
В зарубежных рекомендациях по питанию после операции фигурируют следующие продукты:
- любая мягкая пища;
- яблочный соус;
- мороженое и фруктовое мороженое;
- теплые напитки;
- теплый суп;
- макароны;
- газированная вода типа Спрайт.
Также рекомендуется есть тосты и кукурузные хлопья. Это будет тяжело, но, похоже, это должно помочь очистить от мертвых клеток. Я пришла к этой диете интуитивно и действительно ела хлопья просто порциями — они сладкие и образуют комочки, которые легко глотать.
Протертые продукты, по моему опыту, идут плохо: они легкие, просто прилипают к горе и не проглатываются. Их надо запивать, а это отдельные усилия для горла — к ним мы вернемся позже. В итоге нужно искать что-то в меру жидкое, сладкое (потому что не раздражает), но тяжелое, чтобы само проглотилось. Вот продукты, которые я ел:
- растопленное мороженое, лучше обычного мороженого - сытно, круто, быстро;
- лапша запаренная и почти остывшая с маслом и бульоном;
- микропельмени и вареники с сливочное масло;
- сладкая черника;
- кукурузные хлопья, обильно пропитанные молоком.
Я также сосала леденцы и пыталась жевать жвачку, чтобы разжать сжатую от боли челюсть. Все ради калорий. Поверьте, в эти дни вы станете видным охотником за ними: ваш организм будет готов к любому формату прикорма.
А вот смузи, творожки и супы-пюре мне совсем не шли. Они слишком едкие и жидкие, поэтому так и норовили попасть не в то горло, я постоянно давился. Буквально из каждой ложки.
Вода была отдельной темой. Впервые в жизни я почувствовала, что такое тонуть, когда через пару дней после операции попробовала пить. Вода просто потекла не в то горло. Было очень больно кашлять в таком состоянии.
В результате любой глоток воды был опасен, и в 30% случаев я ею фактически захлебывался. Я научилась пить только на 8-9-й день. Теперь я не могу перестать это делать: пить — это прекрасно. Трубка мне немного помогла.
Очередной налет в горле дурно пахнет - будьте готовы к тому, что вся еда будет пропитана этим привкусом. Я, например, сейчас не представляю, как я ем мороженое: оно мне все со вкусом целебной плоти.
Этот запах, как заметил мой молодой человек, распространяется на помещение. Так что да, вы будете плохо пахнуть. Лучше чаще проветривать.
Какие правила следует соблюдать дома
Самая большая опасность после операции – это кровотечение. Поэтому практически все назначения врача направлены на предупреждение их возникновения. Вот что нужно сделать:
- пить специальные таблетки;
- отказаться от принятия ванны и долго не стоять под горячим душем;
- свести физическую активность к минимуму;< /li>
- отказаться от посещения бани и вообще не перегреваться;
- больше лежать и отдыхать.
Это очень важные требования. Лучше обеспечить себе хотя бы 10 дней отдыха, взяв отпуск или больничный, и подготовиться к тому, что много двигаться не получится.
Я уже говорил, что спать будет неудобно — обязательно рассмотрите вариант с приподнятым изголовьем или несколькими подушками. Это облегчит дыхание. Купил подушку от ГЭРБ - тоже сработало.
К тому же приходится пить антибиотики, а это отдельный вызов для организма. Настройтесь на то, что первую неделю на фоне выздоровления и горы таблеток ваше тело будет колбасить: жар, тошнота и диарея, боли, слабость. Все это нормально.
Если у вас начнется кровотечение или ваше общее состояние будет слишком тяжелым – будет трудно дышать, станет очень высокой температура – следует немедленно обратиться к врачу.
Что получилось
Это были ужасные две недели: мне было так больно и так тяжело, наверное, такого еще не было. Даже сильные боли в горле не причиняли таких длительных страданий, а отсутствие сна и возможности есть и пить изнуряло. Заканчиваю этот материал через три недели после удаления - сейчас еще немного болит, горло опухло и всю еду есть не могу.
Но из этого опыта можно многому научиться. Я научилась ценить возможность есть и пить, поняла, как сон связан с выздоровлением и исцелением, и теперь стараюсь еще больше его беречь. Боль также помогла с беспокойством. Когда вы сосредотачиваетесь на решении физически необходимых задач, остальное меркнет на этом фоне.
Прошла курс медитаций на Headspace о боли и с их помощью научилась не концентрироваться на ущербе, который она приносит, а научиться сосуществовать с ней, наблюдать и направлять внимание. Когда не убегаешь от боли, правда становится легче.
Помогли справиться и слова поддержки родных: все напоминали мне, что я переживаю такое серьезное испытание, чтобы меньше болеть, называли меня героем и слушали мое нытье. Большое спасибо всем этим людям за их поддержку.
Пожалуйста, поговорите со своими близкими перед операцией и заручитесь их поддержкой в это трудное время. Это лучшее, что мы можем сделать друг для друга. Старайтесь не оставаться в одиночестве и помните: все это действительно временно и делается для того, чтобы потом вы не заболели и почувствовали себя лучше.