Первый российский препарат от коронавирусной болезни «Авифавир» получил одобрение Минздрава. Разработчик препарата обещает, что 11 июня отправит в больницы первые партии своего лекарства. Разбираемся, откуда взялись эти желтые таблетки, по какому принципу работает препарат, какие клинические испытания он уже успел пройти и можно ли с уверенностью сказать, что у нас есть лекарство от COVID-19.
Откуда оно взялось
Авифавир — торговое название российского препарата, разработанного Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и группой компаний «ХимРар». Однако действующее вещество препарата изобретено не в России.
Его международное непатентованное название – фавипиравир (фавипиравир). Его разработали сотрудники японской компании Toyama Chemical, дочерней компании FUJIFILM Pharmaceuticals Corporation.
По своей химической структуре фавипиравир является производным 6-фтор-3-оксо-3,4-дигидропиразин-2-карбоновой кислоты или пиразинкарбоксамида. В ходе скрининга химической библиотеки сотрудники Тоямы обнаружили, что это вещество может обладать активностью в отношении вируса гриппа: попав в зараженные вирусом клетки, фавипиравир превращается в активированную форму, подавляющую активность важного вирусного фермента, РНК-зависимой РНК-полимеразы. .
Если РНК-полимераза «выключена», вирусы гриппа теряют способность «печатать» свой генетический материал, РНК, в инфицированных клетках. В результате производство уже проникшего в клетки вируса прекращается. В этом и заключается уникальность препарата – обычно противовирусные препараты могут лишь препятствовать проникновению вирусов в клетки.
РНК-зависимая РНК-полимераза присутствует не только у вирусов гриппа, но и у всех РНК-вирусов. Более того, каталитический домен РНК-полимеразы — так называемый участок молекулы, благодаря которому фермент в принципе может работать, — устроен одинаково во всех РНК-вирусах. А поскольку фавипиравир связывается именно с каталитическим доменом РНК-полимеразы, у японцев были основания считать это вещество противовирусным средством широкого спектра действия.
Сотрудники Тоямы зарегистрировали фавипиравир под торговым названием «Авиган» и начали исследовать активность перспективного препарата на РНК-вирусах, от вирусов гриппа А и В до Эболы. Результаты были смешанными. Например, в случае с вирусом Эбола оказалось, что препарат работает на макаках, но при применении к людям результат не очень впечатляет. С одной стороны, уровень смертности у 73 пациентов из Гвинеи, получавших фавипиравир, был ниже, чем у пациентов, которых пытались лечить другими методами. С другой стороны, разница была не столь велика: 42,5% против 57,8% - то есть нельзя гарантировать, что это не просто случайный артефакт счета, связанный с тем, что выборка больных была очень маленькой. Однако правительство Гвинеи одобрило этот препарат в качестве стандартного лечения вируса Эбола.
На родине препарата, в Японии, Авиган удалось зарегистрировать только в 2014 году — и только против новых штаммов вируса гриппа. Авиган не применялся против сезонного гриппа.
Причем препарат был одобрен не просто против «нового» гриппа, а лишь для ситуаций, когда существующие противовирусные средства оказались неэффективными — то есть в крайнем случае. За шесть лет с момента его одобрения такой ситуации не возникало ни разу, поэтому препарат ни разу не применялся в условиях настоящей эпидемии гриппа.
Обзор 29 клинических испытаний (4299 участников), шесть из которых были испытаниями фазы 2 и 3 (которые уже оценивают эффективность препарата), показал, что фавипиравир «показывает благоприятный профиль безопасности» с уровнем серьезных побочных эффектов 0,4 процента. Однако проблемы безопасности с препаратом все еще остаются.
Японские исследователи, изучавшие перспективы применения препарата при тяжелых формах гриппа, подчеркивали, что Авиган противопоказан беременным женщинам: на животных препарат оказывал тератогенное и эмбриотоксическое действие. Другие возможные проблемы включают снижение аппетита, тошноту, рвоту, повышенный уровень мочевой кислоты в крови (гиперурикемия) и повреждение печени.