Премьера исландского сериала «Катла» состоялась 17 июня на Netflix. Он продолжает серию ярких региональных проектов платформы. На Netflix уже есть «Бумажный дом» и «Элита» из Испании, Корейского королевства, французского «Люпена» и множество других шоу не на английском языке.

Но больше всего публика обсуждала невероятно сложную "Darkness" из Германии. История жителей маленького городка, которые перемещаются во времени и пытаются бороться с судьбой, покорила зрителей всего мира. С тех пор с ним сравнивают буквально каждый новый европейский проект от Нетфликс с запутанным фэнтезийным сюжетом и философской тематикой.

Но на самом деле такие аналогии можно провести только с Катлой. И это при том, что исландский сериал посвящен совсем другой теме. Он говорит не о предопределении, а о попытке исправить прошлые ошибки. Но его отличает меланхоличная атмосфера маленького европейского городка, похожего на «Мрак». И в то же время почти постапокалиптический антураж, заставивший Хидео Кодзиму сравнить проект со своей игрой Death Stranding.

Игры с судьбой и временем

Недалеко от исландского городка Вик извергается вулкан Катла. Большая часть жителей эвакуирована, в районе осталось всего несколько семей, работают специалисты. Неожиданно возле вулкана появляется обнаженная девушка, полностью покрытая пеплом. Как выясняется, она знакома с одним из жителей Вика. Но они познакомились 20 лет назад, а девушка совсем не изменилась. После этого в поселение начинают приезжать погибшие и пропавшие родственники горожан.

Сюжет сериала действительно заставляет сравнивать его с «Тьмой»: авторы намекают на игры со временем, а причина аномалий понятна — извержение вулкана. Но очень скоро выяснится, что «Катла» рассказывает совсем другую историю.

Во-первых, эта серия намного проще. Здесь всего около десятка персонажей, запоминающихся буквально с первой серии, и нет никакой головоломной нелинейной структуры. А во-вторых, исландский проект скорее эмоциональный, чем философский.

«Тьму» можно считать идеальным сериалом о предопределении судьбы. «Катла» берет более очевидную мысль: буквально каждый человек после потери близкого человека хоть раз мечтал его вернуть. Или задавался вопросом, на что была бы похожа жизнь, если бы он мог поговорить с кем-то из прошлого. И даже я хотел бы видеть рядом с собой немного другую версию моей жены или сестры. И если «Тьма» утверждала, что переписать судьбу невозможно, то исландский сериал заставляет задуматься: а стоит ли пытаться это сделать?

Хотя не следует думать, что «Катла» состоит только из драмы и размышлений. Здесь есть и фантастическая составляющая, и мистика. А история вулканолога и его жены напоминает традиционный хоррор: в этой линии даже съемки немного другие. Именно из сочетания разных стилей рождается неспешный, но увлекательный сюжет.

Единственная проблема — короткая попытка объяснить происходящее, которая выглядит слишком надуманной. Поскольку авторы не собирались уделять этому достаточно времени, возможно, и не стоило браться за это.

Личные истории и колоритные персонажи

Несмотря на непривычные для российского зрителя типажи и имена, все герои «Катлы» очень быстро начинают казаться знакомыми и понятными людьми. И это одно из главных достоинств серии. В таком подходе нет ничего удивительного. Ведь создатель шоу Бальтасар Кормакур — мастер создания драматических персонажей.

Он успел поработать в англоязычных проектах вроде сериала «Эверест» или фильма «Во власти стихии». Но в таком случае лучше вспомнить авторский фильм "Клятва", где главную роль сыграл сам режиссер. Это мрачная история врача, который столкнулся с миром торговли наркотиками. Тема, кстати, удивительная для Исландии, где уровень преступности невероятно низкий. За полтора часа автор раскрыл не только мир главного героя, но и саму повседневную жизнь страны.

В «Катле» приказы Вика могут показаться удивительными и даже фантастическими. Но это очень близко к реальной жизни таких городов. Здесь любой желающий может воспользоваться бесплатным автомобилем, а о серьезных преступлениях никто даже не слышал, поэтому толком не знают, как их расследовать.

Если опять же сравнивать проект с «Тьмой», то он тоже держится не столько на фантастических поворотах, сколько на человеческих характерах и переживаниях. Разве что там большое скопление странных раненых героев. Но все же легко увидеть в персонажах знакомые типы. Итак, полицейский Гисли заботится о своей неизлечимо больной жене. Юная Грима живет с мужем, но их чувства давно остыли. В то же время девушка не может простить себе смерть сестры. Дэрри переживает тяжелый развод. У каждого из персонажей есть своя трагедия — очень понятная и человечная.

Но к традиционной истории о принятии горя и утраты Кормакур добавляет вопрос выбора. И тут уже каждый герой реагирует по-своему: одни стремятся к новому, другие не решаются выйти за рамки прежней жизни, а кто-то оставляет все в руках высших сил. А когда история раскроется полностью, ее уже захочется сравнивать не с «Тьмой», а с «Солярисом». И не книга, а экран, от Андрея Тарковского.

Знакомство с Исландией и красивая съемка

Несмотря на необычность северной страны, многие зарубежные зрители знают о ней лишь пару отдельных фактов и мифов. Поэтому за начало авторы сериала берут самую популярную тему, связанную с Исландией, - извержение вулкана. Более того, настоящая Катла регулярно попадает в новости, так как ее деятельность напрямую связана со знаменитой Эйяфьядлайокудль. С 2018 года говорят, что вулкан проснулся. То есть антураж сериала в любой момент может стать реальностью.

И даже если отбросить сюжет и фантастическую составляющую, «Катлу» стоит посмотреть ради постапокалиптической атмосферы, которая для жителей Исландии представляется суровыми буднями. Масками и респираторами в 2021 году уже никого не удивишь, а вот черный пепел, падающий с неба вместо снега, жуткие бури и всеобщая эвакуация выглядят пугающе.

Все это дополняется эстетической съемкой. Их нельзя назвать вычурными, но буквально каждый кадр работает на атмосферу. Общие планы, а иногда и герои показаны прямо сверху (такой ракурс называется «божий взгляд»). Это позволяет передать необыкновенную красоту природы и напоминает слова одного из персонажей о том, что люди на планете выглядят очень маленькими. А на двойственный характер персонажей намекает частая съемка через стекло или зеркало.

«Катла», как и полагается мрачному рассказу об Исландии, снята в бледных тонах. Но авторы очень тонко работают с цветами. Достаточно наблюдать, как теплые желтые тона вплетаются в жизнь Гримы с определенного момента. Или как инородно выглядит розовый плащ заезжей Гунхильды.

А прекрасным дополнением к атмосфере является струнная музыка Хогни Эгильссона. Протяжный звук виолончели сразу заставит вспомнить композиции другой уроженки Исландии - оскароносной Хильдур Гуднадуттир, написавшей саундтреки к фильмам "Чернобыль" и "Джокер". . Хотя в некоторых сценах нарастающий гул снова будет напоминать ту же «Тьму».

Сериал «Катла» — отличный способ приобщиться к не очень известному кинематографу Исландии, да и вообще посмотреть на жизнь этой страны. Весь сезон длится чуть более шести часов. Но за это время герои начинают казаться старыми знакомыми, поэтому их переживания выглядят правдивыми и трогательными.

От проекта не стоит ожидать невероятных хитросплетений в стиле «Тьма». Это просто медленная история о выборе, принятии и попытках исправить прошлое. Хотя наверняка многим зрителям эта тема покажется близкой и знакомой.