«Сила характера» основана на исследованиях Анджелы Дакворт о силе характера, упорном труде и настойчивости. Дакворт уже несколько лет изучает, как эти качества помогают добиваться гораздо лучших результатов, чем талант, который, по ее мнению, может остаться вещью в себе, если не подкреплен постоянной практикой и каждодневным трудом.
Люди всегда восхищаются талантом, как бы заранее предполагая, что все остальное неважно. Человек, открывший в себе талант, часто считает, что этого достаточно для успеха в жизни. Но это не так. В основе каждого успеха лежит постоянная и тяжелая практика, тяжелая ежедневная работа.
В детстве и юности Дакворт часто слышала от отца, что она не гений. Впрочем, то же самое говорили и другим членам семьи: отец очень интересовался интеллектуальными способностями домочадцев, разочаровывался в них, да и в своих собственных. Китайский иммигрант в первом поколении, он много и много работал, прежде чем получил работу химика в DuPont. Чувство долга и конфуцианская этика заставляли его работать прежде всего на благо семьи, не особо заботясь о собственном призвании.
Дакворт считает, что слова «ты не гений» отец сказал в первую очередь себе. Даже когда Анджела получила специальную награду Фонда Макартуров, так называемый грант гения, его мнение не изменилось, хотя он и гордился своей дочерью.
Но к тому времени Анджела согласилась с отцом: она не считала себя гениальнее своих коллег-психологов. Грант достался ей совсем за другие качества: за упорство, трудолюбие и любовь к своему делу. Эти качества часто недооценивают, восхищаются тем, в чем нет личных заслуг: врожденными умственными или физическими способностями, называемыми талантами.
Анджела Дакворт пишет об упорстве, настойчивости, таланте и призвании, которые напрямую связаны с успехом в жизни. Вот некоторые выводы, к которым она пришла...
1. Ваш потенциал не так важен, как умение его использовать
Всем нравятся талантливые люди, независимо от того, реализован их потенциал или нет. Это явление называется естественным предпочтением данных. Такова магия таланта. Он обладает гипнотической притягательностью, кажется чем-то волшебным, ему отдают предпочтение работодатели при выборе того или иного кандидата, даже если остальные отличаются трудолюбием, настойчивостью и настойчивостью.
Исследование коллеги Дакворт, психолога Чиа-Юнг Цая, показало, что когда дело доходит до оценки навыков талантливого человека по сравнению с трудолюбивым, выбор делается в пользу первого.
В качестве эксперимента Чиа сначала пригласила группу людей для заполнения анкет, где среди прочего нужно было указать, что они ценят больше: трудолюбие или природный дар. Затем им дали послушать музыкальные записи. В одном случае говорилось, что одаренный музыкант играл, в другом — много и упорно работал над собой. В результате наибольшее количество баллов набрал «талантливый исполнитель», при этом испытуемые слушали одну и ту же запись и музыкант был, соответственно, одним и тем же.
Достаточно ли одного таланта для достижения успеха? Часто одаренные люди, привыкшие с детства затрачивать меньше усилий, чем обычные ребята, не обладают умением преодолевать препятствия, не закаляют характер в борьбе с упрямым материалом. До поры до времени им все легко, пока они не достигнут предела, за которым одного таланта уже недостаточно.
Дакворт рассказывает, как она ушла из McKinsey, престижной фирмы, которая отбирает талантливых молодых людей с нестандартным мышлением, чтобы делать прогнозы и давать практические советы крупным фирмам. Она была уверена, что большинство этих рекомендаций поверхностны и далеки от реальности, а фирмы просто выбрасывают большие деньги, заказывая их у «корпорации гениев» McKinsey.
Поработав в двух школах, в Нью-Йорке и Сан-Франциско, учителем математики, Дакворт заметил закономерность: ученики с математическими способностями, которые получали отличные оценки на первых уроках и сильно выделялись среди менее одаренных одноклассников, ухудшались или ухудшались из-за конец учебного года. остались на том же уровне. Те ученики, для которых предмет был непростым, которые тратили много сил на усвоение упорного материала, постепенно догоняли свои таланты, а вскоре и догоняли.
Талант — это потенциал, но одного потенциала недостаточно.
Дакворт исследовал достижения кадетов военной академии Вест-Пойнт, где новичкам дается особо сложное испытание, требующее напряжения всех сил. Многие хорошо сдали экзамены, прошли психологические тесты и показали отличную физическую подготовку. Однако именно этот тест стал решающим, после которого половина выбыла. Были только те, кто не сдавался, проявлял силу характера и привык напрягать волю.
Анжела Дакворт на месте работодателей сознательно выбрала бы работяг, не поддавшись очарованию одаренности и нереализованного потенциала. Между тем, по мнению автора, чаще всего происходит обратное.
2. Талант открывается в результате тяжелой работы
Как и многих других молодых психологов, Дакворт интересовало, почему одни люди более успешны, чем другие.
Знакомясь с исследованиями прошлых лет, она обнаружила в библиотеке труд Фрэнсиса Гальтона, двоюродного брата Чарльза Дарвина, посвященный выдающимся достижениям в самых разных областях: от спорта до поэзии. Гальтон собрал биографии знаменитостей и заявил, что у всех этих людей есть талант в сочетании с «исключительным рвением» и готовностью работать в поте лица. Дарвин, прочитав работу своего брата, написал ему, что пункт о таланте его удивил.
За исключением полных дураков, считал известный ученый, все люди более или менее равны по уму и отличаются только упорством и трудоспособностью. Дарвин тоже не считал себя особо талантливым и часто подчеркивал, что его трудолюбие и любовь к естествознанию гораздо важнее ума и способности к научным наблюдениям.
Именно эта любовь к своему делу, которую Дакворт называет страстью, побуждает человека развивать свои таланты упорным трудом.
Человек, как биологическое существо, отличается любовью к удовольствиям и стремлением придать смысл своему существованию. Любимая работа позволяет совместить эти два стремления: работа становится удовольствием, когда приобретает смысл.
Дакворт не умаляет значения таланта, не отрицает его значения, но и не считает его первостепенным. Люди, открывшие в себе призвание, должны находить и силы, и время, чтобы постоянно совершенствоваться в нем.
3. Если вы не нашли свое призвание, попробуйте себя в разных сферах
Изучая анкеты спортсменов, музыкантов, художников, Дакворт отметил, что путь этих людей к любимому делу не всегда был прямым. Многие из них работали в разных сферах.
Некоторые пловцы сначала прыгали в длину, бегали на короткие и длинные дистанции, даже боксировали. В плавание они пришли не сразу, а лишь определив, что другие виды спорта не доставляют им такого удовольствия.
Есть и другой способ: человека с детства тянет к чему-то, он старается при каждом удобном случае вернуться к любимому занятию, упражняется в нем и в результате либо успешно совмещает его с другими областями, в которых он преуспел, либо полностью входит в него.
Дакворт приводит несколько примеров. Ее коллега-психолог Чиа-Юнг Цай, которая провела исследование восприятия таланта, преподает в Университетском колледже Лондона и имеет ученые степени в области истории науки, социальной психологии и музыки. Кроме того, она часто дает фортепианные сольные концерты с оркестром и соло. Сама Цай считает, что, возможно, у нее был какой-то музыкальный талант, но главное, что она очень любила музыку и с детства старалась заниматься каждый день по несколько часов. Ей хотелось играть лучше, и она часто представляла ликующую публику и себя на сцене. Это давало силы. Сейчас Цай успешно сочетает в себе все свои таланты, подпитанные практикой и упорным трудом.
Дакворт рекомендует попробовать различные виды деятельности. Это поможет выработать привычку к работе, у вас появятся новые навыки, которые не пропадут даром. Когда вы, наконец, найдете свое истинное призвание, вы придете к нему зрелым, сильным и с радостью отдадите ему все свои силы и умения.
4. Занимаясь любимым делом, постоянно совершенствуйте свои навыки упорным трудом
Именно так Анджела Дакворт понимает развитие таланта. В качестве примера она приводит известного 92-летнего гончара Уоррена Маккензи. В молодости он вместе с женой-художницей пробовал себя в живописи, графике, дизайне одежды, ювелирном деле, пока не увлекся керамикой. Именно в нем супруги хотели добиться настоящего успеха, настоящей страстью стало обжигание глины.
Первые глиняные горшки были примитивными, и их изготовление занимало много времени, но супруги продолжали свои усилия. Постепенно продукты становились все лучше, а времени на них уходило все меньше. Талант, помноженный на усилия, дал мастерство. Со временем горшки и другие керамические изделия завоевали популярность, стали пользоваться спросом. Заговорили о молодых керамистах. Так мастерство, помноженное на усилия, привело их к успеху.
Вашингтон Ирвинг, классик американской литературы, в детстве читал очень медленно, из-за чего учителя считали его ленивым и недалеким. Какой-то текст одноклассники прочитали за час, Ирвингу для этого понадобилось в два раза больше времени. Но он тренировался, с детства усвоив, что нужно перенапрягаться, чтобы что-то сделать хорошо. Постепенно повторяющиеся упражнения и повторения стали для него второй натурой. Уже будучи писателем, он долго и внимательно перечитывал написанное и исправлял свои тексты, пока не довел их до совершенства. Он потратил больше времени на перечитывание и редактирование, чем на сам сюжет. Так недостаток — медленное чтение — превратился в достоинство, которое помогло Ирвингу стать писателем с мировым именем.
Анджела Дакворт советует: те, кто хочет добиться успеха, должны постоянно практиковаться, тренироваться, работать. Во-первых, улучшатся навыки, повысится продуктивность. Тогда успех неминуемо последует.
5. Поставьте долгосрочную цель и идите к ней со страстью и настойчивостью
Такой целью может быть новый мировой рекорд, или сольный концерт, или самоутверждение в каком-то новом качестве. Во-первых, у человека есть интерес к какой-то профессии. Если он внутренне получает удовольствие от того, что делает, с этого начинается страсть.
Многие упорные люди, опрошенные Дакворт, говорили, что им не всегда удавалось полностью посвятить себя любимому делу, им приходилось мириться с парой неинтересных, но необходимых вещей. Но они не забывали о своей страсти, о том, что им нравилось делать.
Дальше практика. Дакворт советует сосредоточиться на исправлении слабых сторон и продолжать совершенствоваться, пока не появится настоящее мастерство. «Я буду совершенствоваться в любимом деле, чего бы мне это ни стоило» — вот девиз всех упорных людей. Это то, что Дакворт называет преднамеренной практикой.
Чтобы получить максимальную отдачу от целенаправленной практики, Дакворт советует превратить ее в привычку.
Когда человек достигает мастерства, он должен ставить перед собой высокую долгосрочную цель. Невозможно долго поддерживать интерес без цели. Трехкратный олимпийский пловец Роуди Гейнс, которого Дакворт приводит в пример, «стремился превзойти самого себя» на каждой тренировке, побил свой предыдущий рекорд и каждый день плавал на долю секунды быстрее. Из таких маленьких побед рождаются большие достижения. Высокая цель, помимо прочего, возникает из сознания того, что человек занимается действительно важным делом.
Дакворт вспоминает известную притчу о каменщиках, которых спросили, что они делают. Один ответил: «Я кладу кирпичи», другой: «Я строю собор», а третий: «Я строю дом Божий». Дакворт характеризует первого как простого работника без амбиций, второго как карьериста, а третьего как человека с высокой целью и призванием.
Для достижения успеха Дакворт советует ставить перед собой высокую цель, чтобы каждый ваш шаг приближал вас к ней. Все упорство и сила характера должны быть направлены на ее достижение, а неудачи не должны смущать.
6. Не останавливайтесь на полпути и не бойтесь неудач
Многие люди, не обладающие достаточной силой характера и настойчивостью, склонны отступать при первой же неудаче. Для по-настоящему упорного человека любая неудача — это вызов, любая трудность — возможность ее преодолеть.
В качестве примера Дакворт приводит актера Уилла Смита, принимавшего участие в ее исследованиях. Смит не считал себя умнее, талантливее или сексуальнее, чем кто-либо другой — в Голливуде этого полно. Но в одном качестве он был готов конкурировать с кем угодно: Уилл утверждал, что не боится умереть на беговой дорожке, имея в виду свою готовность работать до изнеможения. Он не боится неудачи — это часть жизни. Его трудовая этика основана на принципе никогда не отказываться от усилий ни при каких обстоятельствах.
Путь к успеху — это марафон, и бежать его придется долго.
Как стойкие люди справляются с неудачами? Как показало исследование Дакворт, эти упрямые люди настроены оптимистично. В ответ на вопрос «Что было для вас самым большим разочарованием?» успешные и творческие люди, вне зависимости от рода занятий, отвечали почти одинаково: «Да, были отдельные неудачи, но не думаю, что они меня сильно разочаровали. Это, конечно, не очень приятно, но я усвоила свой урок и буду продолжать работать».
Закрытие комментариев
Казалось бы, Анджела Дакворт рассказывает об очевидных вещах, но показывает их в ином, непривычном ракурсе. Настойчивость и настойчивость из литературных штампов в ней превращаются в объекты научного изучения.
Мы часто много работаем, но при этом даже не задумываемся о цели своего труда, о том, не теряем ли мы время впустую. С другой стороны, у кого-то есть мечта — написать книгу, стать художником, покорить вершину и так далее — но он даже не задумывается о конкретных ежедневных усилиях, которые станут шагами к достижению цели, и всю жизнь остается мечтателем, даже если у него есть призвание и талант.
Дакворт учит вас, как заставить свой талант работать на то, что вы любите, и в конечном итоге добиться заслуженного успеха.
В книге нет волшебных рецептов успеха, она предельно конкретна. На какого-нибудь талантливого мечтателя она может подействовать как ушат холодной воды, но это только на пользу.
В то же время книга не откроет новых горизонтов для тех, кто хорошо знает по собственному опыту, что на одном таланте далеко не уедешь.
Купить на Amazon.com