Словарь определяет слово «предвзятый» как «сформированный заранее, до знакомства с кем-либо или чем-либо, без учета фактов». Это означает, что предвзятостью можно назвать отношение, основанное исключительно на нашем личном восприятии окружающей нас действительности. Такое мышление часто приводит нас к неправильным выводам и неправильным решениям. И обычно мы критикуем других людей за предвзятость.
Правда в том, что мы все предвзяты.
Откуда берется предвзятость
Он формируется под влиянием когнитивных искажений. Это систематические мыслительные ошибки, которые мы совершаем, когда судим о событиях, явлениях, фактах или других людях на основе собственных убеждений и опыта, и они могут быть как истинными, так и ложными.
Каждый уклон индивидуален. Однако в том, как она проявляется, есть общие черты и закономерности. Психолог Даниэль Канеман очень хорошо описал это в своей книге «Думай медленно… Решай быстро». В ней автор говорит, что наше мышление делится на два типа: быстрое, или «Система 1», и медленное, или «Система 2». Быстрое мышление отвечает за интуитивные, бессознательные суждения. Медленное, наоборот, более логичный и осознанный процесс. Однако ни одна из систем не лучше другой. Они просто разные. Хотя, как показывают исследования Канемана, оба в равной степени подвержены когнитивным искажениям, которые мы предпочитаем игнорировать.
Наша искренняя вера в мировой порядок опирается на прочный фундамент: нашу безграничную способность не замечать собственного невежества.
Предвзятость влияет на все наши мысли и, следовательно, на процесс принятия решений. Когда мы делаем выбор, в мозгу возникает небольшой шторм синаптической активности. Он активирует префронтальную кору и посылает импульсы в гиппокамп, заднюю теменную кору и полосатое тело. Еще до того, как мы поймем, что мыслительный процесс запущен, вся эта умопомрачительная сеть уже начинает работать. Отростки нейронов реагируют на раздражители с поразительной интенсивностью и передают сигналы другим нейронам через аксоны.
Но у нашего мозга есть одна слабость: он очень любит скорость. Именно поэтому нейроны пытаются всячески перерезать путь. Эта функция помогает нам принимать решения намного быстрее. Хотя это не всегда хорошая тактика, так как она тесно связана с когнитивными искажениями.
Возьмем простую фразу, которую легко представить как совет любого мотивационного оратора: «Мы должны любить то, что делаем. Это наше право». Давайте посмотрим на это с точки зрения логики. Это утверждение ненаучно: оно не сформулировано в виде логической посылки и не может быть подтверждено или опровергнуто научными методами. Юридически это тоже не работает: ни в одном законе не упоминается право любить или не любить свою работу.
По сути, это риторический прием, направленный на то, чтобы вызвать эмоциональную реакцию. И он делает свою работу. Спрашивается: почему мы так отчаянно хотим, чтобы эта фраза была правдой, хотя это и не факт?
Какие когнитивные искажения приводят к предубеждениям
Если попытаться разобраться, как формируется наше предвзятое отношение, на примере той же фразы можно выявить сразу несколько когнитивных искажений:
- Эффект ореола. При таком искажении наше отношение к некоторым особенностям объекта продиктовано нашим общим впечатлением от него. Если заявление делает кто-то, кого мы любим и уважаем, нам легко поверить его словам. Просто потому, что мы верим самому человеку.
- Эффект привязки. Из-за этой ошибки мы слишком полагаемся на первую полученную информацию. Это искажение работает так же, как эффект ореола: фразу произносит человек, с мнением которого мы когда-то уже согласились, а теперь мы автоматически начинаем ему верить.
- Внутригрупповое искажение.< /strong> Спикер, выдвинувший некий тезис, может относиться к группе людей, которых мы считаем своими, например, к сообществу успешных предпринимателей. Эта ловушка ведет к групповому мышлению, когда мы готовы поддержать то, что поддерживают другие.
- Эффект присоединения к большинству. Если никто в аудитории не оспаривает точку зрения говорящего, то она правда. Мы часто боимся указывать на неточности в утверждениях, с которыми соглашается большинство людей, потому что боимся, что скажем что-нибудь глупое и выглядим нелепо.
- Отклонение в сторону оптимизма. Фраза звучит обнадеживающе, поэтому мы склонны этому верить.
- Предвзятость подтверждения. Мы искренне желаем, чтобы сказанное было правдой. Мы хотим любить свою работу и делать ее каждый день с удовольствием.
- Искажение, связанное с верой. Мы считаем, что любить свою работу вполне возможно, а значит, мы готовы согласиться с фразой , содержащей такой смысл.
- Вера в справедливый мир. Мы подсознательно надеемся, что все вокруг справедливо и люди всегда получают по заслугам в зависимости от своих действия. В том числе право работать на любимой работе.
- Эффект кадрирования. Форма, в которой представлена информация, влияет на то, как мы ее воспринимаем. Логическая неточность фразы скрыта за мыслями, которые нам нравятся, поэтому мы соглашаемся со сказанным.
- Эффект Даннинга-Крюгера. Мы склонны в целом предвзято относиться к наши способности. Чем больше мы слушаем уважаемого оратора, тем больше понимаем, что еще многого не знаем, и тем больше доверяем его словам.
- Отклонение в сторону пессимизма. Когда думаем о том, как мало знаем, то начинаем еще больше сомневаться в себе и страдаем синдромом самозванца, а значит, нам легче поверить словам другого, "более умного" человека .
Конечно, это не полный список. Каждый раз, когда мы о чем-то думаем, на нас воздействует ошеломляющее количество когнитивных искажений, формирующих наши предубеждения.