Правда ли, что полиция обращается к экстрасенсам

Да и нет. Обычно медиумы сами предлагают помощь полиции или родственникам жертв. Ясновидящих особенно интересуют таинственные убийства и исчезновения — в таких случаях экстрасенсы прямо-таки навязываются. Например, Дон Спирс, чья дочь пропала без вести, сказал, что его «преследовали» около 400 медиумов. А в 2002 году, когда похищение 14-летней Элизабет Смарт получило широкую огласку, полиция штата Юта получила несколько тысяч «улик», основанных на видениях, снах и «духовных историях». .

Хотя сами следователи очень редко серьезно относятся к показаниям экстрасенсов, полиция не имеет права игнорировать информацию о преступлениях, даже если она исходит из сомнительного источника. Поэтому, например, в Великобритании, Австралии и США сведения, полученные от ясновидящих, учитываются как второстепенные. Такие отчеты можно проверить, если у полиции мало зацепок или нет вообще. В отдельных ситуациях отдельные сотрудники могут неофициально обращаться за помощью к медиумам.

В России тоже нет официальной статистики совместной работы экстрасенсов и следователей. Криминалист Николай Китаев рассказал, что в 1993 году МВД пыталось выяснить, насколько часто сотрудники обращались к медиумам. Полицейские делали это хотя бы раз в 45 регионах, причем в 20 из них систематически. Еще в восьми субъектах страны к ясновидящим приезжали родственники пропавших или погибших.

В середине 2000-х Китаев самостоятельно повторил эксперимент. Он направил запросы в УВД 89 субъектов Российской Федерации. Из них следователи отреагировали на 63. Лишь у 16 к экстрасенсам обращались сотрудники милиции или родственники пропавших без вести. Но ни в одном из случаев сверхъестественные способности не помогли раскрыть дело.

Так что официально полиция до сих пор не работает с экстрасенсами. Однако это не мешает ясновидящим, магам, парапсихологам и мистикам заявлять о таком сотрудничестве.

Что происходит, когда экстрасенсы продолжают расследование

Как правило, они ничем не помогают, а иногда даже направляют правоохранителей по ложному пути. Это, конечно, затягивает поиски и дискредитирует следователей. Таких случаев много.

В 1980 году под давлением общественности копы Атланты, занимающиеся расследованием дела маньяка, обратились за помощью к экстрасенсу Дороти Эллисон. Она назвала 42 возможных имени преступника. Но среди кандидатов не было Уэйна Уильямса, которого в итоге осудили.

За год до этой истории детектив из Нью-Джерси заявил, что Эллисон приписала обнаружение тела пропавшего мальчика себе самой, хотя на самом деле она никак не помогла следствию.

В 2002 году ясновидящая и автор 50 книг Сильвия Браун заявила в ток-шоу, что пропавший без вести мальчик из Миссури Шон Хорнбек мертв. Спустя почти пять лет полиция, расследующая исчезновение еще одного ребенка, нашла парня живым.

Через два года та же Сильвия Браун объявила по телевидению матери пропавшей без вести Аманды Берри, что ее дочь мертва. Женщина умерла от сердечной недостаточности, так и не узнав, что Аманда жива. Ее и еще двух девочек похитили и держали в заложниках до тех пор, пока в 2013 году ей не удалось сбежать с шестилетней дочерью. Тогда полиция задержала преступника и отпустила двух других пленниц.

В 2007 году в Иллинойсе пропала мать двоих детей, 37-летняя Лиза Стебик. Когда полиции ничего не удалось найти, родственники Лизы обратились к экстрасенсу. Он указал место предполагаемого захоронения, и полиция действительно нашла там кости. Только это оказался скелет оленя.

А в 2009 году полиция Уэльса потратила 20 000 фунтов стерлингов на расследование смерти Карлоса Ассафа. Экстрасенсы утверждали, что бандиты заставили его пить бензин и хлорку, а затем задушили. Вскрытие не обнаружило следов ни той, ни другой жидкости и подтвердило первоначальную версию самоубийства.

В России тоже были подобные истории. Так, в 1994 году один из докладчиков на научно-практическом семинаре в Москве рассказал о нескольких удачных случаях сотрудничества следствия и экстрасенсов. В Свердловской области якобы раскрыто аж 16 преступлений. Однако сами свердловские милиционеры эту информацию не подтвердили, а местная ясновидящая оказалась старшим сержантом ОМОНа, участвовавшим в незаконных допросах (адвокатов не было) подозреваемых. Сам медиум мог страдать шизофренией.

Экстрасенсы также привлекались к поискам Лизы Тишкиной, пропавшей в 2009 году. Каждый раз они указывали новое место, где якобы должна быть девушка, но ее там не находили.

За годы следствия не было ни одного подтверждённого случая, когда экстрасенсам удавалось раскрыть дело.

Почему экстрасенсы не могут помочь в раскрытии преступлений

Причина проста: никаких паранормальных способностей, в том числе детективных, у экстрасенсов нет. Более того, ученые подтвердили это утверждение на практике целой серией различных экспериментов.

Так, в 1950-х и 1970-х годах они провели два эксперимента, где экстрасенсов просили рассказать о преступлениях на основании улик, запечатанных в конверты. В первом эксперименте объекты вообще не были связаны ни с чем криминальным, но понять этого участники не могли. Во втором экстрасенсы смогли правильно перечислить ничтожные детали: 4 из 21 по первой подсказке и 1,8 из 33 по второй.

В 1982 году экстрасенсы соревновались со студентами и детективами. Каждой из трех групп рассказали о четырех случаях и попросили угадать, что произошло. Реакции экстрасенсов были в шесть раз длиннее и в целом драматичнее, чем у остальных. Но это не сделало его более точным.

В аналогичном эксперименте в Великобритании студентам и экстрасенсам давали три предмета, связанных с раскрытыми преступлениями, и просили описать чувства и идеи, возникающие при взаимодействии с этими предметами. Догадки ясновидящих оказались столь же неточными, как и размышления студентов.

Почему многие до сих пор полагаются на помощь экстрасенсов

Экстрасенсы используют различные уловки, чтобы убедить людей в своих сверхспособностях. Например, холодное чтение — когда ясновидящий строит рассказ на основе ответов на предыдущие вопросы, которым он много давал обратно. Или нарочитая расплывчатость прогнозов, чтобы обтекаемые формулировки можно было легко подогнать под факты. Например, «пропавший находится в доме рядом с большим водоемом» или «труп спрятан в темном лесу». И провидцы не забывают о здравом смысле: если человек пропал в районе озера, то его, скорее всего, найдут у воды. А если исчезновение произошло давно, то пропавший, вероятно, уже мертв.

Таким образом, экстрасенсам часто удается создать иллюзию верных показаний – ведь о фактах не может быть и речи. Избирательность нашей памяти также помогает ясновидящим: люди лучше запоминают «точные» предсказания, чем неверные. «Мелкие ошибки» также трактуются в пользу медиумов.

Так, в 1996 году тело пропавшей Паулы Браун было обнаружено в двух километрах от места, указанного ясновидящим Филипом Дюрантом. Труп был случайно обнаружен трактористом, но общественность объявила об успехе экстрасенса. А в 2010 году в Австралии ясновидящая нашла в кустах останки 31-летней женщины, хотя искала шестилетнюю девочку. Некоторые газеты язвительно писали об этом: «Хоть кто-то нашелся». Однако нашлись люди, которые всерьез считали, что экстрасенса к месту захоронения принесли духи.

Какие криминалистические технологии действительно похожи на магию

Благодаря науке у исследователей есть почти паранормальные возможности.

Генетические следы

Одним из главных помощников современной криминалистики в расследовании сложных дел является анализ ДНК. Современные технологии позволяют использовать в качестве улик самые незначительные остатки, например волосы или микроскопические частицы слюны. Может хватить даже 15 ячеек биологического материала. Если их выстроить в одну линию, то длина этой полоски будет чуть больше 0,1 миллиметра.

Данные ДНК, находящиеся в базе данных, позволяют раскрывать даже забытые преступления. Например, убийство 32-летней давности через восстановление родословной подозреваемого.

А с помощью генетической информации можно узнать, как выглядит преступник: некоторые аллели коррелируют с определенными чертами внешности. Так в 2012 году в Северной Каролине был опознан убийца в маске, оставивший на месте преступления несколько капель крови.

Молекулярная аура

Еще одна фантастическая технология в арсенале современной криминалистики — масс-спектрометрия, или высокоточный метод определения концентрации вещества в анализируемом образце. С помощью этой технологии можно обнаружить следы любого вещества, к которому прикасался подозреваемый. Масс-спектрометр найдет их, даже если на руках останется всего несколько молекул.

Технология пригодится, если на месте преступления было разбито стекло, а полиция обнаружила мельчайший осколок на одежде подозреваемого. Эксперты смогут сравнить его с показателями контрольного образца и выяснить, действительно ли осколок был частью разбитого стекла.

Советы из микромира

У людей уникальна не только ДНК, но и белки, выделяемые их организмом. Последние, например, могут рассказать об условиях, в которых они были произведены. Если анализировать белки и одновременно использовать масс-спектрографию, можно обнаружить следы токсинов, наркотиков или допинга. Для этого достаточно изучить волосы человека или его кости, если исследуется труп.

В качестве доказательства также можно использовать найденные образцы микробиоты – микроорганизмов, обитающих на теле человека и в нем. Например, установить личность преступника.

Вскрытие без хирургических инструментов

Не менее впечатляет возможность проведения вскрытия без вмешательства патологоанатома. Никакой магии — только 3D-фотограмметрия, рентген, МРТ и КТ, и трехмерная реконструкция тела готова.

Виртопсия (виртуальное вскрытие) позволяет более точно определить местонахождение раны, а ее результаты сохраняются в первозданном виде — ими можно поделиться с коллегами или использовать повторно. Кроме того, тело погибшего остается целым, а снимки МРТ не так шокируют, как фотографии обычного вскрытия, что немаловажно для судебных заседаний.