Что такое хемофобия
Хемофобия — это иррациональный страх, вызванный химией. Строго говоря, любое вещество — это чистая химия, потому что все в мире состоит из соединений атомов, в том числе и мы сами. Однако хемофобия подразумевает боязнь продуктов, полученных путем искусственного синтеза, а в более широком смысле – всего неестественного.
В отличие от таких фобий, как боязнь высоты или змей, это не только личный невроз, но и социальное явление, которое может стать общественным настроением.
Бум экологичности начался на Западе в конце 60-х – начале 70-х годов. В это время там зародился энвайронментализм – идеология, направленная на защиту окружающей среды. Многие стали интересоваться культурой близких к природе народов. Появились крупные природоохранные организации (например, «Друзья Земли» и «Гринпис»), и общество стало лучше понимать разумную переработку, сокращение отходов и соблюдение прав животных.
С одной стороны, все это привело к повышению экологического сознания, что, в том числе, позволяет поддерживать природу с помощью технологий. С другой стороны, у всех представлений есть свои крайности, и некоторые пришли к выводу, что химическая промышленность по определению не приносит ничего хорошего.
В самых острых формах страх перед ним приводит к полному неприятию всех материалов и препаратов, созданных в лабораториях, так что даже авторитет ученых и результаты клинических испытаний не кажутся убедительными.
Почему у химических веществ плохая репутация, а у натуральных — хорошая
Были ситуации, когда химия приносила серьезный вред
Страх перед химическими веществами имеет историческую основу. В прошлом, когда не были установлены современные нормы, а люди не до конца понимали возможные риски, связанные с теми или иными препаратами, и применяли их небрежно, некоторые разработки оказывались очень опасными.
Например, инсектицид ДДТ, также известный как пыль, смог снизить число смертей от малярии, брюшного тифа и висцерального лейшманиоза (тропической лихорадки) во всем мире за счет устранения насекомых-переносчиков. Только в Индии в 1948 году от малярии умерло 3 миллиона человек, а в 1965 году — ни одного. Использование пестицидов привело к буму сельского хозяйства в развивающихся странах в 1940-х и 1970-х годах. Это явление получило название «зеленая революция».
«Головокружение от успехов» привело к нарушениям техники безопасности. ДДТ применяли буквально везде — от помещений до посевов — забывая защищаться. Однако превышение допустимой концентрации опасно для человека и приводит к отравлением.
Против использования пыли высказались экологические организации и отдельные авторы, отметив, в частности, что в природе вещество не разлагается, а накапливается в организмах живых существ. В результате использование ДДТ пошло на спад, и сегодня он запрещен во многих странах.
Печальная история вышла с талидомидом, седативным (седативным) препаратом, который особенно рекомендовали при беременности в 50-е годы для решения проблем с тревожностью и бессонницей.
При этом исследования того, как препарат может повлиять на развитие плода, не проводились. В результате случилась «талидомидная трагедия» — многие дети, матери которых принимали лекарство, рождались с физическими уродствами. Выяснилось, что препарат обладает эффектом тератогенности, то есть нарушает внутриутробное развитие.
Талидомид был отозван с рынка, и во многих странах начались судебные процессы против компании-производителя. В результате эти события заставили многие штаты пересмотреть методы тестирования и лицензирования наркотиков.
Седативное действие талидомида совершенно не стоило страшных последствий. В то же время было показано, что он полезен при лечении проказы, миеломы и других видов рака. Хотя ВОЗ рекомендует ограничить его использование из-за возможного злоупотребления.
Также в ХХ веке произошло несколько крупных техногенных катастроф на химических предприятиях – в индийском городе Бхопал и в итальянском Севезо. В обоих случаях в результате аварии в атмосферу были выброшены ядовитые пары. По мнению некоторых экспертов, эти трагические события подорвали доверие общества к отрасли, вызвав хемофобные настроения.
Тем не менее, отрицать всю химическую промышленность из-за случаев, осужденных профессиональным сообществом, все равно, что отказываться от медицины из-за ошибок врачей прошлого. Итак, талидомид сам по себе не зло, но безответственность или злой умысел могут сделать его очень опасным для здоровья. Нельзя забывать о трагедиях, ведь именно благодаря им можно лучше спланировать защиту от плохих сценариев.
Миф о золотом веке — один из самых живучих
Кажется, люди всегда думали, что раньше все было лучше. Восклицание «Куда катится мир?» так же стар, как этот мир. Еще античные философы сетовали на молодость, а в Средние века любое новшество осуждалось, потому что казалось греховным. В основе веры в то, что когда-то все было правильно, но в какой-то момент что-то пошло не так, лежит идея золотого века, присущего многим культурам.
«В прежние времена жили на Земле люди, племена, не знавшие тяжелых скорбей, не знавшие ни тяжелого труда, ни вредных болезней, несущих смерть смертным», — писал Гесиод в поэме «Труды и дни». Примерно то же рассказывается и в Библии: раньше люди жили в Эдемском саду, в ладу с природой, но из-за своего любопытства были изгнаны на Землю, где повсюду таятся опасности.
В основе этих представлений лежит идея утопии – идеального мира, где все хорошо. Часто утопические образы прошлого ассоциируются именно с естественностью, отсутствием конфликта между человеком и окружающим миром. Это значит, что творцы, исследователи и прочие «чародеи-ученые» совершают ту же ошибку, что и Фауст, — смело пытаются постичь тайны мироздания. И будут за это наказаны.
На практике миф о золотом веке часто приводит к тому, что реальные достижения науки недооцениваются, а к новшествам относятся с недоверием, руководствуясь принципом «будь что будет». При этом забывают о главном: во избежание неприятных последствий нужно просто больше знаний.
Почему вы боитесь химии
Эмоции и мифологическое мышление
Когда речь заходит о пользе натурального, факты часто подменяют эмоциями. Страх перед химией абстрактен. То есть обычно не подкреплено фактами и исследованиями: химия плоха, потому что "грешна". Подобные приемы мышления относятся к мифологическим представлениям и свойственны многим людям. Даже несмотря на то, что сегодня многое можно проверить, взвесив все за и против.
Вполне вероятно, что хемофобия также связана с психологией риска. Когда ответственность за последствия берут на себя люди (даже если это ученые, квалифицированные специалисты), доверие к ним ниже, чем в случае, когда за все отвечает природа. Он воспринимается как мощная, почти божественная сила.
Однако природа не заинтересована в благополучии конкретных людей или даже сообществ. Часто это исходит из принципа допустимости убытков. В ходе эволюции видов выживают только наиболее приспособленные, и у многих животных выводки детенышей очень велики, поскольку значительная их часть обречена на гибель.
Когнитивное искажение
Ошибки в логике мышления весьма разнообразны. Вот несколько когнитивных искажений, которые особенно характерны для людей, боящихся всего неестественного:
- Натуралистическое заблуждение или апелляция к природе – это тенденция приписывать всем явлениям природы положительные качества, а искусственным и рукотворным – отрицательные. Именно из-за этого появляются утверждения типа «N плохой, потому что он неестественный». Однако, чтобы заявить о чем-то вредном или опасном, требуются аргументы.
- Катастрофа – это ситуация, при которой человек предполагает самое худшее, склонность видеть наиболее негативный исход событий. Любое взаимодействие с химическим веществом кажется фатальным, даже если ничего страшного на самом деле не происходит.
- Предвзятость защиты - в случае хемофобии страдает интерпретация фактов, подтверждающих безопасность искусственно произведенных продуктов. Люди считают, что информация, противоречащая их точке зрения, должна быть дискредитирована. Отсюда и появляются теории заговора о врачах-убийцах и о том, что "ученые что-то скрывают".
Почему "натуральный" не равно "хороший"
Не все натуральное полезно
Несмотря на положительную коннотацию, которую имеют слова «натуральный», «натуральный» и «органический», существует множество встречающихся в природе веществ, которые вредны для человека. Ядовитые растения и грибы, животные, укусы которых опасны – все это сама природа. И никто не хочет сталкиваться с такими его проявлениями. Яды природного происхождения называются токсинами. Помимо животных и растений их продуцируют бактерии, вирусы, а также опухолевые клетки внутри организма, в которых идет процесс атипичного развития тканей.
К полностью природным веществам, встречающимся в природе, относятся, в частности, канцерогенный мышьяк, ядовитый тяжелый металл ртуть и формальдегид — токсический раздражитель (ирритант).
Таким образом, нас может убить не только то, что синтезировано в лабораториях.
Аллергеном, скорее всего, является органическое вещество, тогда как гипоаллергенные продукты создаются искусственно, с особым расчетом не вызывать иммунопатологических процессов. Производство лекарственных и косметических средств из растительных экстрактов плохо регламентировано, а значит, трудно оценить степень их безопасности.
В ложке лекарство, в чашке яд
Это тот случай, когда стоит прислушаться к общепринятой мудрости. Даже если само природное вещество не токсично, в больших количествах оно может стать опасным. Точно так же любой препарат в дозах, превышающих терапевтические, не принесет дополнительной пользы, а может даже и навредить.
Кстати, именно поэтому не стоит увлекаться модными суперфудами. Надежда на волшебную таблетку, которая сразу изменит жизнь к лучшему, понятна. Однако гораздо большую пользу принесет стабильное питание, состоящее из привычных полезных продуктов. А вот экзотические аналоги в больших количествах могут вызвать аллергические реакции или расстройство пищеварения.
К чему может привести хемофобия
Замедление технологического и экономического роста
Сегодня хемобофия становится популярным неврозом. В исследовании Американского совета по науке и здоровью (ACSH) говорится, что из-за его роста в обществе люди проявляют все больше и больше беспокойства. Причем, даже если химические вещества, которые присутствуют в их организме или окружающей среде, имеют низкие концентрации или полностью безопасны.
Абстрактная боязнь всего химического приводит к вполне конкретным последствиям для науки и экономики. Из-за необоснованных опасений падает производство товаров, которые были созданы с использованием новейших разработок. А власти, реагируя на опасения населения, принимают законы, наносящие вред технологическому развитию, что негативно сказывается на обществе в целом.
Близким родственником хемофобии является боязнь биотехнологий, что привело к принятию запретов на производство ГМО-продуктов в ряде стран. И это несмотря на то, что опасность ГМО не доказана, а использование генетически модифицированных культур и животных могло бы решить проблему голода на планете.
Покупки у недобросовестных продавцов
Не все продукты, которые позиционируются как натуральные, на самом деле таковыми являются. Из-за повального увлечения органикой и «натуральностью» многие маркетологи придают продуктам привлекательный «натуральный» образ, хотя на самом деле они содержат много искусственных веществ.
Ситуация, когда товары, наносящие вред окружающей среде, выдают себя за «зеленые», называется гринвошинг. И нет смысла переплачивать за продукт в крафтовой упаковке или с пометкой «био», если его состав ничем не отличается от обычных продуктов. А вся экологичность заключается в позиционировании и стремлении компаний нажиться на чужой хемофобии.
Кроме того, как обсуждалось выше, не все действительно органические продукты безвредны. Производители могут посоветовать вам использовать их продукцию максимально и буквально для всего, но не стоит слишком усердствовать.
Например, натуральные масла, которые используются в качестве косметики, очень комедогенны, то есть закупоривают поры. А модное кокосовое масло, которое многие используют для приготовления пищи, содержит в два раза больше насыщенных жиров, чем сало. Это может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний.
Проблемы со здоровьем и распространение болезней
Самые отчаянные сторонники естественного образа жизни отказываются от лечения искусственными препаратами, предпочитая "травки". Конечно, есть сложные случаи, в которых даже сегодняшняя медицина мало что может предложить. Однако в ситуациях, когда помощь возможна, серьезные заболевания требуют серьезного лечения с применением современных медикаментов.
В идеологическом плане к лекарственной хемофобии примыкает боязнь прививок, отказ от которых может не только навредить отдельным лицам, но и снизить коллективный иммунитет населения.
Что получилось
Как и любой иррациональный страх, хемофобия опирается на чувства, а не на факты. Между тем, за тысячелетия человеческой деятельности вокруг нас накопилось очень много неестественного. Допустим, все наши сельскохозяйственные культуры и домашние животные не существуют в дикой природе, они были созданы в результате размножения за последние 10 000 лет.
По мнению токсикологов, даже вдали от особых зон повышенной концентрации в наш организм попадает множество нежелательных химических веществ. Асбест накапливается в легких, диоксины в крови. Однако важна именно концентрация: этих веществ так мало, что мы смогли их обнаружить только благодаря достижениям аналитической химии.
Именно в лабораториях под контролем ученых создаются вещества, которые проходят самые строгие испытания. Тем не менее их неправильное использование может привести к большим проблемам – от этого может спасти только осознанность. Если раньше рассказать потребителю о продукте было некому, кроме продавца или участкового врача, то теперь каждый может найти данные о составе и воздействии, а значит, сделать свой выбор.