Сейчас много говорят о том, что современные цифровые технологии делают подростков тревожными, нервными, рассеянными. Но не паникуйте, на самом деле все не так уж и плохо.
Несмотря на сообщения СМИ о росте тревожности среди американских подростков, у нас практически нет свидетельств такой эпидемии. Последнее масштабное исследование психических расстройств среди молодежи проводилось более десяти лет назад.
Есть несколько исследований, в которых сообщается о росте тревожности, но они основаны на данных, полученных от самих подростков или их родителей. При этом процент заболеваний, как правило, завышен, так как респонденты отмечают слабовыраженные, а не клинически значимые симптомы.
Почему существует мнение, что подростки становятся все более и более нервными? Возможно, эти сообщения являются первыми признаками новых эпидемиологических исследований. Или беспокойство возросло только в тех демографических группах, которые получают больше внимания со стороны средств массовой информации. Но, скорее всего, эпидемия тревоги — всего лишь миф. Гораздо любопытнее, почему в него все поверили.
Думаю, причина в том, что родители прониклись идеей токсичности цифровых технологий. Распространено мнение, что смартфоны, компьютерные игры и т. д. вредны с точки зрения нейробиологии и психологии.
Если верить этому, кажется само собой разумеющимся, что поколения, выросшие в окружении этих вездесущих технологий, обречены на психологические проблемы. Это сомнительное мнение основано на нескольких серьезно ошибочных исследованиях.
Некоторые отмечают связь между электронным общением и снижением уровня психологического благополучия. Но ведь это говорит не о причинах, а только о связи двух явлений. Вполне возможно, что более тревожные и несчастные подростки чаще тянутся к телефону, чтобы избежать неприятных эмоций.
Другие исследователи изучали мозг молодых людей, «зависимых» от видеоигр, с помощью магнитно-резонансной томографии и заметили микроструктурные изменения. Но опять же, неясно, является ли это результатом злоупотребления интернетом или неотъемлемым фактором риска.
Также есть мнение, что смартфоны вызывают зависимость, как и наркотики. Скорее всего, она возникла в результате исследований МРТ, которые показали, что дети с игровой «зависимостью» активируют систему вознаграждения, когда им показывают изображения из игр. Но это не удивительно.
Если вы просканируете свой мозг, показав, что вас возбуждает, например, секс, шоколад или деньги, ваша система вознаграждений также загорится, как рождественская елка. Это не означает, что вы зависите от вышеперечисленного.
Более важный вопрос заключается в том, действительно ли цифровые технологии вызывают необратимые изменения в мозгу, как наркотики. Существует очень мало доказательств, подтверждающих это. Я видел алкоголиков с опасными для жизни симптомами отмены. Но никогда раньше я не видел подростка в отделении неотложной помощи, который находится в состоянии отмены без телефона.
Однако многие родители до сих пор утверждают, что у их ребенка проблемы с тревожностью. Боюсь, это отражает культурный сдвиг в сторону патологизации нормального уровня стресса.
Существует большая разница между тревожным расстройством и повседневными заботами. Первый мешает нормальной жизни из-за чрезмерного беспричинного беспокойства. Второй – естественная реакция на стресс. Подростки и люди всех возрастов должны и будут время от времени испытывать тревогу.
Кто-то скажет, что молодежь сегодня более нервная, потому что обстановка стала более напряженной. В том числе из-за последствий мирового экономического кризиса и высокого конкурса на места в вузах. Да, но тогда тревога — это не расстройство, а адекватная реакция на жизненные трудности.
Конечно, я не могу полагаться только на собственный опыт. Однако в своей практике я не наблюдаю роста числа пациентов с истинными тревожными расстройствами, нуждающихся в сеансах психотерапии и лекарствах. Однако я заметил, что многие молодые пациенты беспокоятся о пустяках, а потом переживают из-за этого беспокойства.
Например, некоторые пациенты в возрасте 20 лет испытывали стресс на работе и начинали бить тревогу, потому что плохо спали несколько ночей. Никто из них не страдал клинической депрессией, но были убеждены, что бессонница помешает им работать или серьезно ухудшит их физическое состояние. Все были удивлены и быстро успокоились, когда я сказал, что волноваться не о чем. Я не мог понять, почему они этого не знали.
Я начал это понимать, когда несколько лет назад мне позвонила мать одного из пациентов-подростков. Она беспокоилась о том, что ее сын недоволен после разрыва с девушкой, и попросила меня позвонить ему и "проверить его состояние". А вот тоска — вполне естественная реакция на разочарование в личной жизни. А поскольку более серьезных поводов для беспокойства нет, я ответил, что ее сын всегда может обратиться ко мне в случае необходимости.
С тех пор я получил множество телефонных звонков от родителей, обеспокоенных тем, что их дети-подростки не в состоянии справиться с жизненными проблемами, такими как важный экзамен или летняя работа. Эти благонамеренные родители говорят своим детям, что их эмоциональная реакция на трудные, но нормальные жизненные ситуации — не естественное явление, а симптом, требующий клинического вмешательства.
На самом деле наш мозг гораздо более устойчив и сопротивляется изменениям, чем мы думаем.
Миф об эпидемии тревожных расстройств, коренящийся в чрезмерной цифровой погруженности поколения, отражает преувеличенное представление о восприимчивости мозга к внешним воздействиям. Да, он эволюционировал, чтобы учиться и извлекать важную информацию из окружающей среды, но нейропластичность тоже имеет пределы. Даже когда мы молоды и впечатлительны, в мозгу есть какие-то молекулярные тормоза, контролирующие степень его изменения под влиянием впечатлений.
И это хорошо. Без него мы бы рисковали переписывать снова и снова и в итоге потерять накопленные знания, необходимые для выживания, не говоря уже о наших личных характеристиках.
Не забывайте, что появление новых технологий обычно провоцирует панику. Вспомните, как вы раньше боялись, что телевизоры вызывают распад мозга. Ничего подобного не произошло. Вера в то, что мозг — это чистый лист, который можно легко изменить с помощью цифровых технологий, на данный момент годится только для научной фантастики.
Так что не беспокойтесь о том, что с вашим ребенком что-то не так каждый раз, когда он нервничает или расстраивается. Наши подростки и их мозг вполне способны справиться с трудностями современной жизни.